Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Предприятиям выгоднее платить за размещение отходов, чем предпринимать меры по их утилизации

Дата: 11 февраля 2011 в 11:31

Экологические поправки: из-за несовершенства законодательной базы сегодня предприятиям выгоднее платить за размещение отходов, чем предпринимать меры по их утилизации и использованию – презентация — МООС

 

 Астана, 10 февраля, Дом Мажилиса. Эта работа велась совместно с заинтересованными государственными органами, в том числе министерствами финансов, юстиции, нефти и газа, индустрии и торговли, внутренних дел, Генеральной прокуратурой.

Об этом заявил сегодня в Парламенте Министр охраны окружающей среды Нургали Ашимов. На заседании Комитета Мажилиса по вопросам экологии и природопользованию под председательством Ерлана Нигматулина член Правительства представил законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по экологическим вопросам».

Докладывая парламентариям (ответив затем на депутатские вопросы), министр отметил, что проект Закона разработан во исполнение поручений Президента РК (тезисы):

Стратегическим планом развития до 2020 года предусмотрено создание «зеленой» низкоуглеродной экономики, привлечение инвестиций на снижение эмиссий в окружающую среду, решение экологических проблем, усиление ответственности природопользователей.

Разработанный проект Закона направлен на решение следующих задач:

1) усиление административной и уголовной ответственности за экологические правонарушения;

2) снижение выбросов парниковых газов путем введения рыночных механизмов;

3) уменьшение объемов накопления отходов.

Для этого законопроектом вносятся поправки в Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Экологический кодекс, Налоговый и Бюджетный кодексы, Кодекс «О здоровье народа и системе здравоохранения» и другие законы.

Эта работа велась совместно с заинтересованными государственными органами, в том числе министерствами финансов, юстиции, нефти и газа, индустрии и торговли, внутренних дел, Генеральной прокуратурой.

В первую очередь, законопроект направлен на решение серьезной экологической проблемы — возрастание объемов накопленных отходов.

Президентом на 18-ом заседании Совета иностранных инвесторов (07.12.2007 г.) было поручено решить проблемы с переработкой отходов производства и потребления. Мы совместно с госорганами и Генеральной прокуратурой внесли предложение о введении дополнительной платы за весь накопленный объем отходов.

На протяжении многих лет объемы отходов в республике не уменьшаются, а, наоборот, наблюдается тенденция их увеличения.

В настоящее время в республике накоплено более 22 млрд. тонн, из них опасных отходов — порядка 7 млрд. тонн.

Динамика образования отходов за последние 3 года показала, что каждый год в среднем утилизируется 20 % образуемых отходов, а порядка 500 млн. тонн в год остается в накопленных объемах.

При такой тенденции к 2020 году ожидается накопление 28 млрд. тонн отходов.

Из-за несовершенства законодательной базы сегодня предприятиям выгоднее платить за размещение отходов, чем предпринимать меры по их утилизации и использованию. Предприятия не несут материальной ответственности, не компенсируют наносимый ущерб, и не принимают меры по уменьшению объемов отходов и снижению их воздействия.

В этой связи в законопроекте заложены экономические механизмы стимулирования переработки и вторичного использования отходов или сокращения их образования. Для этого в Налоговом кодексе предлагается ввести дополнительные ставки платы за весь накопленный объем отходов.

Предприятия будут обязаны разработать и утвердить в Министерстве Программу по управлению отходами.

В период разработки и выполнения утвержденной Программы предприятия не будут облагаться предусмотренными платежами.

Данные положения вводятся законопроектом с 1 января 2013 года. Таким образом, у предприятий есть время подготовить и обосновать свои программы.

То есть целью законопроекта ставится не пополнение бюджета, а стимулирование предприятий к поиску решений по удалению отходов.

Подобная политика по отходам принята во многих странах, в том числе США, что позволило увеличить безотходное производство с одной стороны и значительно сократить объемы накопленных отходов.

В результате введения такого механизма в Казахстане ожидается значительное снижение объема накопленных отходов к 2020 году.

Как вы знаете такого рода наши жесткие меры, уже привели к прекращению роста и снижению накопленных объемов серы на предприятии Тенгизшевройл.

Следующая цель законопроекта — усиление государственного регулирования в сфере выбросов и поглощений парниковых газов, в соответствии с обязательствами Казахстана по решению самой глобальной экологической проблемы изменения климата.

Для этого вводится механизм распределения квот на выбросы парниковых газов.

Начиная с 2011 года, природопользователи, имеющие выбросы парниковых газов свыше 20 тысяч тонн в год, а это крупные предприятия нефтегазовой, энергетической, горнометаллургической, химической отраслей промышленности, сельского хозяйства и транспорта, должны будут получать соответствующую квоту.

Сегодня выбросы этих секторов составляют около 214 млн. тонн или 90% от всего объема.

Квоты на выбросы парниковых газов будут выдаваться на основе Национального плана распределения, утверждаемого Правительством.

Эти предприятия будут иметь возможность реализации проектов по снижению парниковых газов, а также торговли квотами между собой.

Природопользователи, имеющие выбросы парниковых газов до 20 тысяч тонн, не могут вести торговлю квотами, но им будет предоставлено право на привлечение инвестиций по решению экологических проблем на своих предприятиях.

То есть, предприятиям предлагается внутринациональная система сокращений выбросов, по аналогии с киотскими механизмами.

Законопроектом вводятся следующие проектные механизмы: проекты совместного осуществления, механизмы чистого развития и внутренние проекты сокращений.

Все проекты по сокращению выбросов парниковых газов будут проходить экспертизу на соответствие международным стандартам.

Для этого предусматриваются специальные процедуры валидации и верификации.

Реализация единиц проектных сокращений, поглощения, и квот будет производиться на организованных товарных площадках (биржах). Сейчас мы ведем работу по созданию такой площадки с Евразийской товарной биржей.

С целью усиления ответственности природопользователей за выполнение экологических требований вносятся поправки в Уголовный и Административный кодексы.

Проблемы применения уголовного законодательства по экологическим правонарушениям неоднократно рассматривались на Координационном совете правоохранительных органов.

Подтверждено, что уголовные нормы на сегодняшний день не эффективны, и не соответствуют новым экологическим угрозам. Из 18 статей за экологические преступления реальное применение находят только 3-4 за браконьерство.

За последние пять лет, несмотря на многочисленные грубейшие нарушения экологического законодательства, ни один из виновных не привлечен к уголовной ответственности. Неточность законодательства позволяет преступникам уйти от наказания.

Для исправления этой ситуации законопроектом вводится критерий экологического преступления — причинение особо крупного ущерба окружающей среде. Размер ущерба определен по действующей сегодня практике взыскания вреда, нанесенного окружающей среде.

Эти поправки обеспечат неукоснительное выполнение требований норм Экологического кодекса Республики Казахстан и законопроекта.

В Экологический кодекс вводятся также новые экологические требования, направленные на реализацию международных экологических конвенций, ратифицированных Казахстаном.

Министерством проведены многочисленные обсуждения законопроекта с НПО и предприятиями, а также с депутатами Парламента.

Предлагаемые поправки позволят стимулировать рациональное природопользование, внедрять экологически чистые производства, снизить объемы загрязнений в окружающей среде.

В пояснении правительственного законопроекта отмечается, что документ направлен на развитие экологически чистых производств, снижение объемов эмиссий, а также на эффективное противодействие экологическим правонарушениям и усиление ответственности за совершение экологических правонарушений и преступлений.

Предлагается внесение изменений и дополнений в следующие законодательные акты: Экологический, Уголовный, Налоговый, Бюджетный кодексы, Кодекс «Об административных правонарушениях» и другие.

Учитывая важность защиты интересов и прав личности, общества и государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду, законопроект направлен на дальнейшее совершенствование уголовного и административного законодательства.

Законопроектом вносятся также поправки, предусматривающие улучшение правоприменительной практики по экологическим правонарушениям.

В целях обеспечения выполнения требований, предусмотренных действующими нормами Экологического кодекса в Кодекс «Об административных правонарушениях» предлагаются квалифицирующие составы правонарушений.

Для стимулирования уменьшения объемов накопленных отходов законопроектом предлагается предусмотреть в Налоговом кодексе применение нового механизма взимания платы за накопленный объем.

Законом от 26 марта 2009 года Казахстан ратифицировал Киотский протокол к Рамочной конвенции по изменению климата ООН (далее – Киотский протокол). Выполнение обязательств, вытекающих из Киотского протокола, направлено на создание национальной системы регулирования выбросов парниковых газов, проведение национальной политики, предусматривающей снижение уровня антропогенных выбросов в атмосферу.

Законопроект предусматривает планирование национального распределения квот углеродных единиц по отраслям экономики, проведение оценки антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов и определение конкретных правовых механизмов передачи квот, поскольку существующие нормы, касающиеся торговли квотами на эмиссии, фактически исключают возможность такой торговли.

Реализация Закона не потребует дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета и не повлечет негативных социально-экономических последствий.

ХХХ

  По итогам презентации с участием парламентариев, представителей госорганов и НПО решено продолжить дальнейшее обсуждение законопроекта в рабочей группе, которую возглавляет член вышеназванного Комитета Мажилиса, депутат Владимир Нехорошев.

 Как отметил Ерлан Нигматулин, в составе рабочей группы депутаты Мажилиса: Апсалямов Ерболат Надирбекович – член Комитета по вопросам экологии и природопользованию, Бекенов Асхат Сакибеденович — член Комитета по экономической реформе и региональному развитию, Бисенов Кылышбай Алдабергенович — член Комитета по социально-культурному развитию, Джакупов Кабибулла Кабенович — член Комитета по международным делам, обороне и безопасности, Елекеев Ирак Касымович — член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе, Жараспаев Алияр Арыстанович – член Комитета по вопросам экологии и природопользованию, Ибраев Толеген Токтасынович — член Комитета по аграрным вопросам, Идирисов Куттыкожа — член Комитета по финансам и бюджету, Милютин Александр Александрович – член Комитета по вопросам экологии и природопользованию, Тиникеев Мухтар Бакирович — член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе.

 Рабочая группа по законопроекту включает в себя также представителей Верховного Суда, Генеральной прокуратуры и министерств: охраны окружающей среды, внутренних дел, экономического развития и торговли, финансов, сельского хозяйства, нефти и газа, индустрии и новых технологий, юстиции и здравоохранения, сотрудников Аппарата Мажилиса. В группу входят, кроме того, представители: ТОО «Корпорация Казахмыс», Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий, Евразийской промышленной ассоциации, Казахстанской ассоциации природопользователей для устойчивого развития, АО «Арселор Миттал Казахстан», ТОО «Корпорация Казахмыс», ОЮЛ «Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий».

 Распространено Пресс-службой Аппарата Мажилиса Парламента РК

 

Если вы нашли ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Использование материалов возможно с сохранением активной ссылки на автора и издание.

По сообщению сайта Zakon.kz