Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Цифровизация общества

Дата: 11 февраля 2011 в 12:21 Категория: Общество

Цифровизация
общества


 


Известно, что
в сфере высоких технологий мы отстаем от запада. Но в этом отставании есть и
несомненные плюсы. Можно избежать ошибок которые делали развитые страны на этом
пути и просчитать путь по которому мы будем идти, во всяком случае технический.
Это относится и к переходу на цифровое телевидение. Так,
все европейские страны переходят на цифровое телевещание до 2012 года, а
пилотные проекты уже работают во многих странах, включая СНГ.


Поэтому можно
составлять Программу развития цифрового вещания с этапами реализации по годам,
включая в себя развертывание сетей наземного вещания в регионах c объемами
финансирования программы, предусматривая и средства из внебюджетных источников.


Любой
интересующийся этапами развития, может найти много информации в том же
интернете, что даст возможность сравнивать и делать выводы. Но если обычный
гражданин вовсе не обязан знать всю техническую и законодательную часть
процесса цифрового вещания (ЦВ), то уж от чиновников мы вправе спрашивать и
требовать полной информации по этим вопросам.


Нет ни каких
сомнений, что переход на ЦВ будет осуществлен в установленные сроки, до конца
2015 года, но важно как это будет сделано. Как мы войдем в это светлое цифровое
будущее — или внедрение будет сопровождаться взаимными претензиями
государственных органов и представителей бизнеса или в соответствии с
программой и с учетом интересов всех участников, особенно населения. Это, если
хотите, вопрос зрелости гражданского общества, компетентности власти и доверия
к ней со стороны народа. Опираясь на мировой опыт можно также с уверенность
сказать, что на внедрение цифрового наземного вещания будут потрачены очень
большие деньги из бюджета, миллиарды тенге.


Кто будет
осваивать денежные средства, и как будут проходить тендера, и будут ли они
вообще проводиться, пока ответа нет.


К сожалению,
первые шаги на этом пути не внушают оптимизма.


Удивляет
призыв к населению министра связи и информации Аскара Жумагалиева переходить на
цифровое спутниковое телевидение, приобретая дорогие спутниковые комплекты.
Почему министр предлагает населению переходить на коммерческий проект АО
«Кателко» (Кателко плюс), приобретая для этого ресиверы под торговой маркой АО
«Казтелерадио»? АО «Кателко» и раньше осуществляло платное спутниковое вещание,
правда в непопулярной кодировке Digicipher. Сейчас перешло на стандарт DVB-S2. Но это делают все
компании. Да и без Кателко плюс сейчас можно принимать со спутников открытые
отечественные каналы в стандарте DVB-S.
Конечно, не плохо, что они собрали в один пакет отечественные телеканалы с перспективой
доставки через спутник и последующего распространения по наземным сетям.


Но, хочется
подчеркнуть, что у эфирного цифрового телевидения конкурентов нет. Кабельное
ТВ, спутниковое, Интернет-ТВ – это все альтернативное телевидение, формат
вещание их совершенно отличный от обсуждаемого. И задача государства, прежде
всего — это внедрение эфирного цифрового телевидения, для просмотра которого
нужен совсем другой приемник стандарта DVB-T2. Создание
телерадиовещательной сети с использованием стандарта вещания DVB-T2 и
стандарта сжатия сигнала MPEG-4, позволит передавать в одном частотном
канале (или говоря технически в одном мультиплексе) до 10 телеканалов.


 Для
того, чтобы была возможность принимать качественное цифровое телевидение надо,
чтобы на телевизоре были установлены декодеры (встроенные в современные
аппараты), либо присоединена соответствующая приставка. Для приема цифрового
эфирного телевидения пригодна любая антенна, работающая в дециметровом
диапазоне, в том числе и комнатная. Как правило, телеприемники выпуска 2010
года и моложе могут без дополнительных устройств принимать цифровой сигнал. Для
более старших аппаратов нужно будет приобрести специальную приставку.
Минимальная стоимость приставок уже сейчас сопоставима со стоимостью самого
простого мобильного телефона, и в дальнейшем будет снижаться.


Для сведения
(исходя из международного опыта) — с помощью такого устройства –
многофункциональной телевизионной приставки – можно будет получать доступ не
только к телевизионным каналам, но и к сети Интернет и услугам «электронного
правительства». Существуют образцы телевизионных приставок, с помощью которых
можно получить доступ к цифровым телеканалам, запрашивать и получать информацию
с портала госуслуг. При этом информация выводится на экран телевизора. А еще —
просматривать видео, оплачивать товары и услуги банковской картой, пользоваться
IP-телефонией. Это действительно будет прорыв, особенно в сельской местности,
где сейчас принимают только 3 аналоговых телеканала. И теперь у них будет
возможен прием нескольких каналов, качества лицензионного DVD-диска, да
еще в перспективе с возможностью доступа к госуслугам. Есть даже такой термин
мультимедийное цифровое вещание.


Это реально
будет стирание границ между городом и деревней.


Переход к цифровому вещанию в
Казахстане не возможен без решения многочисленных, сопровождающих этот переход
проблем.


 Главная
проблема состоит в том, что политика ЦВ, которая затрагивает интересы
практически всего населения страны, разрабатывается до сих пор без участия и
без согласия населения, без участия ключевых участников процесса – вещателей и
без участия других заинтересованных сторон. А другие заинтересованные стороны
это прежде всего операторы кабельного телевидения. И если другие виды цифрового
телевидения только зарождаются, то кабельным телевидением уже охвачены все
города РК. И ограничения и изменения, предусмотренные проектом закона «О
телерадиовещании» коснутся в первую очередь их.


 Предполагалось,
что Закон «О телерадиовещании» станет первым
этапом в формировании пакета законодательных актов, регулирующих деятельность в
области телерадиовещания.


Из смысла
проекта закона следует, что в большей части он не является законом прямого
действия, так как все отношения будут регулироваться подзаконными актами –
постановлениями правительства, приказами уполномоченного органа, комиссией по
развитию телерадиовещания и местными представительными и исполнительными
органами. В частности в проекте неверно указано нормативное регулирование
лицензирования телерадиовещания в Казахстане, которое является смешением двух
отдельных видов деятельности производителя теле — и радиопродукции и
распространителя теле-, радиоканалов.


Необходимо
четко разделить эти два вида лицензионной деятельности, так, чтобы контентную
часть телерадиовещания лицензировал Комитет информации и архивов Министерства
связи и информации Республики Казахстан, а техническую часть – Комитет связи и информатизации Министерства связи и
информации Республики Казахстан. Участники всего процесса – вещатель и
оператор связи – должны получить две лицензии: лицензию по формированию теле-,
радиоканалов (вещатель) и лицензию на оказание услуг связи для целей
телерадиовещания (оператор связи). Следует отметить, что собственно вещание и
деятельность по оказанию услуг связи – разные виды деятельности, хотя и тесно
связанные друг с другом.  


Надо оставить
нормы законодательства по ретрансляции иностранных каналов как есть, хотя бы
потому, что операторы кабельного телевидения работают уже на протяжении десятка
лет и городское население привыкло к этому. Все силы бросить на развитие
эфирного цифрового телевидения. А это, прежде всего, открытые тендеры по
созданию цифровой инфраструктуры даже с привлечением зарубежных инвесторов. В
результате кабельное аналоговое ТВ просто не сможет конкурировать с эфирным
цифровым. И как показывает международный опыт, кабельное телевидение просто
займет свою нишу на этом рынке без всяких ограничений и санкций со стороны
государства.


 Взывает
опасение и создание Национального оператора телерадиовещания, вещающего на всю
страну с контентом, подконтрольным властям. Чтобы такого не произошло, в
проекте обязательно должны быть отражены и эти моменты.


 


Адайкин Анатолий


радиоинженер,
юрист



Прочие

По сообщению сайта Meta · новости дня