Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Скачите делать добро

Дата: 11 февраля 2011 в 13:50

Скачите делать добро

В прокат выходит открывшая Берлинский кинофестиваль «Железная хватка» братьев Коэнов. Мастера заново изобрели жанр вестерна, сняв фильм о мести, грехе, терпении и прочих вещах, создавших Америку такой, какой мы ее знаем.

«На этом и заканчивается мой верный рассказ о том, как я отомстила за кровь Фрэнка Росса на землях чокто, когда на них выпал снег». Финальные строки бестселлера Чарльза Портиса 1968 года в своей гранитной увесистости вполне могут встать в один ряд с меллвиловским «Зовите меня Измаил». И кажется, что для братьев Коэн именно книга, а не ее экранизация с Джоном Уэйном сорокалетней давности стала отправной точкой в путешествии на Запад – «Железной хваткой», фильмом, который не то что бы прикидывается вестерном, как этого ждали от Коэнов, а является им до степени, решительно недоступной даже во времена расцвета жанра.

Все, разумеется, начинается с трупа.

Негодяй Том Чейни (Джош Бролин) в приступе пьяного гнева застрелил своего работодателя Фрэнка Росса, украл его лошадь и деньги и подался в бега. Дочка Росса, 14-летняя Мэтти (Хейли Стайнфелд), к решению навалившихся проблем подошла основательно: похоронила отца, переночевала в морге с тремя мертвецами, выспалась, решила финансовые проблемы и наняла самого свирепого из местных маршалов Рустера Когберна (Джефф Бриджес), чтобы тот помог ей изловить убийцу. Именно помог – в погоню Мэтти намерена отправиться сама. Компанию стражу порядка и мстительнице составит придурковатый техасский рейнджер ЛаБеф (Мэтт Деймон), который сам давно охотится за Чейни ради награды.

Американская критика встретила фильм тепло, но как-то растерянно, сойдясь на том, что Коэны опять удивили, на этот раз тем, что сняли вместо кровавого абсурда настоящее жанровое кино. Отличное, разумеется. Разумеется, вполне коэновское. Но «лайт»: придурки тупы умеренно, жертвы насилия гибнут глупо, но в рамках общепринятых способов – от пули или веревки. Действие катится размеренно, оставляя зрителю массу времени на разглядывание подробностей. Чудовищный, как полуразумный осьминог, вечно пьяный к тому же, необъятный Коберн Джеффа Бриджеса показывает Дикий Запад в натуральную величину: с вонью немытого тела, неспособностью правильно сосчитать убитых тобой людей и неизбывной нищетой. Настырная Мэтти с протестантским терпением следует к своей цели, срезает висельников с деревьев, стреляет, спорит со взрослыми мужчинами и является столь же неостановимым добром, сколь неостановимым злом был Антон Чигур.

Отличная история – хоть у костра рассказать, хоть в театре «Кодак».

Вся эта суровая лирика, однако, не имеет целью ни разоблачить миф вестерна, ни даже поговить с ним: Коэны пленных не берут. Сцена бешеной скачки Когберна (очень удачно Киноакадемия всучила Бриджесу «Оскар» за самую слабую его роль в прошлом году – не придется награждать в этом за одну из самых сильных) и Мэтти в конце фильма летит не сквозь ночь, и даже не через Дикий Запад, а прямо через сердце Америки. Коэны, как все богоборцы, весьма озабочены вопросами морали и самым главным из них: откуда она берется? Если бога нет, какой же я Чингачгук?

И в этой бешеной скачке начинают маячить ответы.

Коэны внимательно перебирают так точно собранные Портисом смертные грехи и смертные добродетели, создавшие Америку такой, как мы ее знаем – протестантское упорство и жадность, мстительность, терпение, недоступное остальному миру понимание свободы как основного инстинкта и одиночества как естественного состояния человека, умение доводить до конца как добрые дела, так и жуткие. И останавливают взгляд на самой странной безделице: неотвратимой решимости человека поступить правильно. Оказывается, в мире без бога ее достаточно.

По сообщению сайта Газета.ru