Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Представитель МИД КР Э.Кайкиев: Совмещение должностей депутата ЖК и почетного консула противоречит нормам международного права

Дата: 11 февраля 2011 в 14:10 Категория: Новости политики

CA-NEWS (KG) — Директор Международно-правового департамента МИД Кыргызстана Эмиль Кайкиев дал комментарии относительно совмещения должностей депутатов парламента с должностями почетных консулов иностранных государств.

— В течение прошедших двух дней представители МИД участвовали в заседаниях ЦИКа, где обсуждался вопрос, могут ли депутаты Жогорку Кенеша занимать одновременно должность почетных консулов иностранных государств в Кыргызстане? Как вы можете это прокомментировать, учитывая то, что Ваш департамент непосредственно и ежедневно сталкивается не только с вопросами законодательства нашей страны, но и международным правом.

— Да, наши коллеги, принимавшие ранее участие в заседаниях ЦИК по этому вопросу, отмечали, что депутаты ЖК не могут быть одновременно Почетными консулами иностранных государств в Кыргызской Республике. Это противоречит не только нормам законодательства республики, но и нормам международного права.

— Давайте поговорим о нормах международного права.

— В соответствии со статьей 6 Конституции КР, вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Кыргызской Республики. Я особенно хотел бы обратить внимание на общепризнанные принципы и нормы международного права.

— Почему в этом вопросе вы делаете особый акцент на, как вы сказали, общепризнанные принципы и нормы международного права?

— Вы знаете, в международном праве есть общепризнанные принципы, которые носят обязательный характер. Их называют принципами, носящими характер «jus cogens». Одним из таких принципов является принцип суверенного равенства государств, выражающийся в том, что каждое государство обязано уважать суверенитет другого государства и не имеет права участвовать в осуществлении законодательной, исполнительной, административной и судебной власти этого другого государства.

В этой связи следует, что упомянутый общепризнанный принцип международного права не допускает того, чтобы почетные консулы иностранного государств занимали должности в законодательном органе Кыргызстана — Жогорку Кенеше. В противном случае будет ущемляться суверенитет Кыргызской Республики.

— Вчера очень много ссылались на Венскую конвенцию о консульских сношениях 1963 года. Можете ли Вы рассказать, что говорит по этому поводу этот международный документ?

— В подпункте а) статьи 5 Венской конвенции одной из функций почетного консульства, соответственно и Почетного консула иностранного государства, является защита в государстве пребывания интересов представляемого государства, его физических и юридических лиц в пределах, допускаемых международным правом.

Ранее я вам привел пример, когда общепризнанный принцип международного права не допускает того, чтобы почетные консулы иностранных государств осуществляли деятельность в законодательном органе Кыргызстана.

Кроме этого, в соответствии с пунктом 1 статьи 55 и пункта 2 статьи 58 данной конвенции, почетные консулы не должны вмешиваться во внутренние дела государства пребывания. Кстати невмешательство во внутренние дела тоже является одним из общепризнанных принципов международного права, носящим характер «jus cogens».

Поэтому, если почетный консул будет одновременно являться депутатом парламента, это можно рассматривать как прямое вмешательство во внутренние дела, так как речь идет о непосредственном участии в законодательной деятельности государства.

— Некоторые депутаты сказали, что «общественная деятельность и работа в общественных организациях» не может мешать деятельности депутата Жогорку Кенеша. Как мы поняли, работа почетных консулов Улана Чолпонбаева и Игоря Гусарова не оплачивается.

— Я бы хотел обратить внимание на то, что деятельность почетного консула не является общественной деятельностью или работой в общественной организации. Институт почетного консула — это один из институтов консульского права. Деятельность почетного консула надо рассматривать как один из видов консульской, а не общественной деятельности.

Да, работа почетных консулов может оплачиваться, а может и не оплачиваться представляемым государством. Тем не менее, вести речь надо об осуществлении почетными консулами консульской деятельность на возмездной или безвозмездной основе.

Однако основной вопрос здесь в том, что почетные консулы по своим функциональным обязанностям представляют и защищают в Кыргызстане интересы иностранных государств.

Хотелось бы подчеркнуть, что не имеется никаких претензий к депутатам И.Гусарову и У.Чолпонбаеву. Мы уважаем их, в том числе как законодателей государства. Но в данном случае необходимо действовать в рамках правового поля.

— Так были ли отправлены МИДом письма в Генпрокуратуру и ГКНБ?

— Да, письма были направлены. Почему? В Генпрокуратуру письмо было направлено с просьбой дать правовую оценку сложившейся ситуации, так как это входит в ее функции. А в ГКНБ — в связи с тем, что согласно статье 6 Закона КР «О дипломатической службе» одной из задач дипломатической службы является обеспечение дипломатическими средствами защиты суверенитета Кыргызской Республики и других интересов страны в международных отношениях. В этой связи в ГКНБ письмо направлялось с целью определить, затрагивается ли в этой ситуации вопрос суверенитета и национальной безопасности.

— На прошедших заседаниях говорилось о наличии пробелов в законодательстве Кыргызстана в этом вопросе.

— После принятия новой Конституции КР имеют место немало пробелов и неотрегулированных вопросов в других нормативных правовых актах Кыргызской Республики. В этой связи, перед государственными органами стоит большая задача по приведению национального законодательства в соответствие с новой Конституцией. Такая работа сейчас проводится. В министерстве по указанию министра создана специальная рабочая группа, которая занимается этими вопросами.

В заключение хотел бы подчеркнуть, что при рассмотрении определенных вопросов необходимо учитывать нормы не только внутреннего законодательства республики, но и международного права.

По сообщению сайта Центральноазиатская новостная служба