Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Пить или не пить

Дата: 11 февраля 2011 в 16:30

Пить или не пить
Доставка питьевой воды в Алматы

Специалисты считают, что в большинстве районов Алматы водопроводная вода пригодна для питья. Однако потребление бутилированной воды в южной столице с каждым годом увеличивается. Аналитики Business Resource выяснили, какую воду продают на нашем рынке и кто ее пьет.

По данным, предоставленным Агентством РК по статистике, потребление питьевой воды в емкостях различного объема повышается с каждым годом. Рынок производства и доставки питьевой воды в оборотной таре 18,9 л. (19 л.) или так называемый рынок питьевой воды home and office delivery также растет с начала 2000-х годов.

Зухра Джабраилова, начальник отдела продаж бутилированной воды ТОО « Компания Обис», говорит: «Еще несколько лет назад на рынке было не более 10 компаний, производящих питьевую воду и дистрибьютирующих ее в оборотной таре, сегодня таких компаний порядка 30. Это значит, что спрос есть, и он будет расти».




Наиболее крупными игроками на рынке питьевой воды в оборотной таре являются следующие компании :

— ТОО «Комета» с торговой маркой (ТМ) «Calipso» и ТОО «Express-Water» с ТМ «Alsu», входящие в одну группу компаний
— ТОО «Компания Обис» с ТМ «Серебряная»
— ТОО «Напитки на дом» с ТМ «Sevens water»
— ТОО «Falls of life company» с ТМ «Тибетская»
— ТОО «Golden Rill Trade » с ТМ «Хрустальная» и «H2O»


К средним можно отнести:

— ИП «Завьялова Н.В.» с ТМ «New Water»
— ИП «Кристалл» с ТМ «Родничок» и др.
— ИП «Хатаев» с ТМ «Алтын Су»
— ИП «Aqua Domini» с ТМ «Aqua Domini»
-ТОО «Bioenergy Corporаtion» с ТМ «Bioenergy»

К небольшим относятся такие, как:

— ТОО «Вода Angel» с ТМ «Angel»
— ИП «Кенжалиева Ж.Х.» с ТМ «Каусар»
— ТОО «Aqua Viva» с ТМ «Aqua Viva»
— ТОО «Revaka LLC» с ТМ «Акбулак»
— ТОО «Water Life-Co» с ТМ «Water Life-Co и другие.


Объем производства и доставки воды в оборотной таре оценить крайне сложно. Небольшая компания производит и продает до 3 000 бутылей воды в месяц. Машин по доставке в средних и мелких компаниях задействовано порядка 5-10 единиц, в крупных – до 50. Каждая машина делает до 30-40 доставок ежедневно. Доля офисных доставок – порядка 70%, доставок для домохозяйств – около 30% (в некоторых компаниях это соотношение — 60:40 или 80:20). Объем доставки в компанию с численностью персонала порядка 20 человек достигает 100 бутылей в месяц, в средние домохозяйства – от 5 до 10 бутылей в месяц.

СТОИМОСТЬ ВОДЫ

Стоимость питьевой воды в оборотной таре с доставкой колеблется от 400 до700 тенге за 19 литров, а при условии самовывоза может снижаться на 10-40%. Высокая цена на продукцию характерна для крупных игроков-производителей, она обусловлена известностью бренда, стоимостью производства, технологическим процессом и маркетинговыми вложениями. Они же и некоторые средние компании, предоставляя возможность самовывоза воды, продают ее по той же цене, что и воду с доставкой, декларируя «бесплатность доставки».
Как правило (но не всегда), производитель воды в оборотной таре самостоятельно занимается ее дистрибуцией. У каждого производителя своя маркетинговая политика, она может различаться для корпоративных и для частных клиентов: гибкий прайс-лист и бонусные программы в виде оборудования для использования воды (диспенсеры) – то и другое одновременно или на выбор. При предоплате цена может снижаться от 5% за 5-10 бутылей до 25% за 100 и более бутылей. Для корпоративных клиентов могут разрабатываться индивидуальные планы по оплате.
Себестоимость бутыли питьевой воды в оборотной таре складывается из следующих основных затрат (в зависимости от источника – скважина/ водопровод/ открытый источник):
— стоимости бурения/ покупки/ аренды скважины (бурение глубинных скважин 300-500 метров стоит от 100 до 300 долларов за метр (включая прокладку труб);
— стоимости насосного оборудования – от нескольких тысяч долларов до десятков тысяч долларов;
— стоимости оборудования для очистки воды и накопительного оборудования – от нескольких десятков тысяч долларов до сотни тысяч в зависимости от типа и производительности оборудования;
— стоимости линии по розливу воды (туда же входит внешняя и внутренняя очистка и дезинфекция тары) – от нескольких тысяч до сотни тысяч долларов в зависимости от типа, производительности оборудования и страны производителя;
— затрат на маркетинг;
— доставки воды;
— оплаты работы сотрудников (в небольших компаниях количество сотрудников не превышает 5-10 человек, включая операторов линии розлива, административный персонал и службу доставки).
По словам главного менеджера компании-дистрибьютора промышленных систем для очистки воды ТОО «Bioenergy Corporation»Оксаны Черненькой, в целом затраты на минимальный комплект оборудования для производства питьевой воды в оборотной таре составят 20 000 — 30 000 долларов (при использовании водопроводного источника). Оборудование высокой производительности, включающее в себя очистку обратным осмосом и дезинфицирование, например, озоном, может стоить до сотен тысяч долларов.
По мнению менеджера по продажам ТОО «Golden Rill Trade» (ТМ «Хрустальная» и «H2O») Гульсины Исхаковой, стратегия новых на рынке компаний – это снижение себестоимости продукции за счет 1) источника сырья (водопроводная вода вместо артезианской из скважины); 2) использования в целом более дешевого оборудования и технологий (например, при очистке воды используются несколько фильтров вместо многоступенчатой системы очистки с технологией обратного осмоса) и т.д. Комментируя позицию крупных производителей, их малые конкуренты отвечают, что питьевая вода, которую они производят, отвечает всем санитарно-эпидемиологическим нормам в той же мере, что и вода, произведенная на более дорогом оборудовании и с применением особых технологий. В конце концов, она имеет такой же сертификат качества, который удостоверяет соответствие продукта существующим стандартам и, следовательно, его безопасность.

НОРМЫ

Часть компаний в качестве источника используют артезианскую воду с больших/ средних глубин (250-500 м.) и малых (до 100 м.). Средние и малые компании в большинстве случаев в качестве источника используют водопроводную воду.
Питьевая вода, производящаяся для продажи в оборотной таре, является столовой питьевой водой, что означает, что вода пригодна для ежедневного применения, содержание солей в ней не превышает 1 грамма на литр воды. Она мягкая, приятная на вкус, без постороннего запаха и привкуса.

Производство и продажа питьевой воды регулируется специальными санитарными нормами. Если источником воды является артезианская скважина, то у производителя должна быть лицензия на недропользование. Оборудование по производству и сама продукция должны иметь сертификат качества.

Анализ воды производится в специальных сертификационных Центрах : «Мы делаем анализ качества воды, как минимум, раз в месяц, но бывает и чаще – это зависит от того, находим ли мы качество воды неудовлетворительным на данный момент, или, например, когда подходит срок замены фильтра, — говорит Азиз Ушурбакиев, заместитель генерального директора компании ТОО «Вода Angel».
Кроме того, каждая компания, согласно санитарно-эпидемиологическим нормам, ежегодно должна предоставлять на сертификационный анализ добываемую и производимую воду для обновления сертификата качества.
Государственным органом, выполняющим контрольные и надзорные функции в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, является Департамент Комитета государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Республики Казахстан (ДКГСЭН) МЗ РК по г. Алматы .

МЕТОДЫ ОЧИСТКИ

Промышленная очистка воды производится 1) на базе многоступенчатой фильтрации или 2) по технологии обратного осмоса, которая является доминирующей на рынке производства питьевой воды. Принцип обратного осмоса состоит в том, что вода под высоким давлением пропускается через полунепроницаемую мембрану, через которую могут пройти только молекулы воды, а все микроорганизмы и растворенные в воде соли задерживаются. После очистки вода минерализуется, обеззараживается ультрафиолетовым излучением или озонированием. Озонирование – процесс довольно дорогостоящий, поэтому его использует только часть компаний. Большинство малых компаний используют в качестве финишной очистки угольные фильтры и ультрафиолетовое обеззараживание.
ТОО «Компания Обис» (ТМ «Серебряная») производит ионизацию готовой питьевой воды серебром в целях придания воде дополнительных бактерицидных свойств. Начальник отдела продаж бутилированной воды Зухра Джабраилова рассказывает, что главное отличие воды после ионизации серебром от воды, обеззараженной только ультрафиолетом или озонированием, состоит в том, что вода получает некое дополнительное свойство, наделяющее саму воду бактерицидными качествами. Эти свойства позволяют сохранять чистоту и безопасность воды при соприкосновении с различными емкостями (посуда, одноразовые стаканы), и с деталями диспенсера, которые могут не очищаться регулярно.

Сохранить качество воды со времени ее производства и до начала использования (в открытой емкости эффект обеззараживания от ультрафиолета сохраняются в течение 20 минут, после озонирования – в течение нескольких дней) позволяет специальная тара. Девятнадцатилитровая оборотная тара, используемая для хранения и доставки воды, сделана из поликарбоната, материала, с которым вода не вступает в химическое взаимодействие. Производится такая тара на территории Казахстана только одной компанией – ТОО «Golden Trill Trade», ТМ «Хрустальная», «Н2О». Кроме них на рынке оборотной карбонатной тары представлена продукция омского завода. Емкости отличаются друг от друга наличием ручки на бутылке российского производителя. Жизненный цикл такой тары составляет до 50 оборотов. Кроме поликарбонатной тары используется и полиэтилентерефталат, так называемые ПЭТ-бутылки, они дешевле поликарбонатных, но менее прочные, плохо подходят для длительного хранения воды, и срок их службы – до 30 оборотов.

По словам, Анатолия Белоусова, начальника производства ТОО «NurSu Plus» (компания занимается изготовлением локальных станций очистки воды для поселков), жители нижней части города Алматы обеспечены недостаточно пригодной для питья водой. Бытовые методы очистки воды (отстаивание, кипячение, фильтрация с помощью простейших бытовых фильтров) очищают воду частично или незначительно. Поэтому он рекомендует обязательно очищать воду серьезными фильтрами с многоступенчатой системой фильтрации или с технологией обратного осмоса (как правило, такие системы очистки находятся в верхнем ценовом сегменте бытовых фильтров).


СЕРВИС

Вода в диспенсере – сама по себе — сервис. Зухра Джабраилова, ТОО « Компания Обис» (ТМ «Серебряная») уверена, что наличие в компании диспенсеров с питьевой водой позволяет более эффективно использовать рабочее время сотрудника: «Мы все знаем, что запретить пить чай на работе — невозможно. Соответственно, при приготовлении каждой кружки чая сотрудник тратит время на то, чтобы пойти и наполнить чайник, дождаться закипания, плюс к этому в организации может не быть соответствующих условий (отсутствие кухни и т.д.). Поэтому – питьевая вода в диспенсерах – это удобно».
Стандартный набор услуг, которые предлагают компании по производству и доставке питьевой воды в оборотной таре следующий:
— предоставление специальных аппаратов для воды (на условиях продажи, предоставления в аренду, в качестве бонуса);
— гарантийный и постгарантийный аппаратный сервис;
— предоставление оборотной тары (1000-1200 тенге за единицу, на условиях продажи, под залог, или предоставления в аренду);
— доставка и продажа сопутствующих товаров (одноразовые стаканчики, чай и т.д.);
— кроме того, компании предоставляют услуги по внутренней чистке диспенсера (во время гарантийного обслуживания бесплатно, после сервис стоит от 2-3 до 5 тысяч тенге).

Несмотря на то, что регулярная санитарная обработка соприкасающихся с водой внешних и внутренних частей диспенсера лежит на потребителе, компания-оператор предлагает услугу по вскрытию и чистке диспенсера (рекомендуемая периодичность — раз в полгода). Потребителю может показаться, что, поскольку с диспенсером используются бутыли только с особо очищенной водой, необходимость в регулярной чистке отпадает. Однако вода – это патогенная среда, в которой легко размножаются бактерии. Поэтому удостоверьтесь, что в вашей организации диспенсеры подвергаются регулярно санитарной обработке.
Служба приема заказов у операторов, как правило, работает с 9 до18 часов, однако служба доставки занята с 8-9 часов утра и часто до последнего клиента (до 20-22 часов). Чаще всего доставка осуществляется 6 дней в неделю, однако есть компании, в которых она доступна и по воскресениям. Заказ воды обычно осуществляется по телефону, в некоторых компаниях его можно сделать через сайт оператора или посредством переписки по электронной почте. Как правило, доставка осуществляется на следующий после заявки день, однако при определенных условиях ее могут выполнить и день-в-день, или же вода поставляется по заранее установленному графику.
Кроме того, большая часть компаний предлагает возможность самовывоза воды в оборотной таре. В этом случае стоимость воды или не изменяется или падает до 10-40%. Что косвенно подтверждает, что транспортные услуги в структуре себестоимости воды составляют до 30-40%.
Существует мнение, что бизнес по доставке питьевой воды – это именно бизнес по доставке, а не по производству воды, особенно, если количество операторов на рынке становится значительным. Какие бы различия не декларировали производители, и какие бы различия в действительности не существовали между их продукцией – при отсутствии визуальных отличий и, часто, отличий во вкусе, при выборе для потребителя важными оказываются 3 фактора:
— цена продукта;
— сервис по доставке;
— и лишь в последнюю очередь — наличие у оператора сертификатов качества на продукцию, оборудование, разрешений на недропользование и т.д.

Основными критериями удовлетворенности доставки среди корпоративных клиентов является: 1) постоянное наличие воды в офисе; 2) удобное время доставки; 3) предоставление при доставке необходимой документации; 4) доступность коммуникаций со службой доставки (возможность дозвониться до оператора с первого раза), альтернативные каналы связи; 5) гибкость и оперативность доставки и т.д.

Доставка в домохозяйства затруднена тем, что хозяина часто не оказывается дома в момент подвоза воды, в этом случае доставку приходится переносить таким образом, чтобы клиент не остался в этот день без питьевой воды и т.д.

Сервис по доставке стал более вариативным. Доставкой охватываются все более удаленные районы: дачные поселки, пригороды Алматы, а также новостройки. Кроме того, некоторые компании предоставляют возможность покупки воды в емкости 19 л. в специальных точках продаж (отдельные пункты, магазины и т.д.). Другие компании выпускают специальные экипажи, обслуживающие по особому графику определенную группу клиентов.


ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ В ОБОРОТНОЙ ТАРЕ

Менеджер по продажам ТОО «Golden Rill Trade» (ТМ «Хрустальная» и «H2O») Гульсина Исхакова считает: «Количество операторов на рынке производства и доставки питьевой воды в оборотной таре будет уменьшаться. Вероятность того, что с образованием Таможенного Союза, на рынок придут иностранные игроки — невелика, поскольку рынок питьевой воды локальный и внутри каждого региона сравнительно небольшой. А что касается рынка Алматы – то регион в отношении питьевой воды довольно благополучный и насыщение рынка произойдет довольно скоро».

С коллегой не согласен Азиз Ушурбакиев, заместитель генерального директора компании ТОО «Вода Angel»: «Количество компаний будет только расти, каждый год на этот рынок выходит хотя бы одна новая компания. Думаю, такая динамика сохранится и в будущем, поскольку сегмент частных домохозяйств остается практически не охваченным».
Говоря о перспективности рынка частных домохозяйств, специалисты признают, что корпоративный сегмент для них более интересен как более емкий. По их словам, сервисом по доставке питьевой воды в оборотной таре корпоративный сектор охвачен примерно процентов на 80%. Остались неохваченными небольшие компании с численностью персонала в несколько сотрудников, а также бюджетные организации города, у которых пока не заложены расходы на питьевую воду. Несмотря на то, что компании намерены расширять свою клиентскую базу за счет привлечения клиентов конкурентов и неохваченных компаний из корпоративного сегмента, большая ставка делается на привлечение потенциальных частных потребителей.

Во всем мире идет настоящая борьба против бутилированной воды, поскольку на ее упаковку и логистику затрачиваются колоссальные ресурсы. В некоторой степени это касается и воды, которая дистрибьютируется в оборотной таре. Несмотря на то, что в большинстве случаев для изготовления многооборотной тары используется поликарбонат, который 100% пригоден к переработке и перерабатывается в новую тару, на логистику такой воды приходится до 40% стоимости самого продукта.
Кроме того, литр водопроводной воды в Алматы стоит порядка 2 тиын для индивидуальных потребителей и до 10 тиын для юридических лиц , а литр бутилированной воды в больших емкостях (с учетом логистики оператора или индивидуальной) – от 20 тенге.

Однако проблема с доступом к чистой водопроводной воде, пригодной для питья, остается открытой для многих районов Алматы и алматинской области. С другой стороны, вопрос о качестве очистки, степени минерализации, санитарных условиях производства стоит и в отношении бутилированной воды. Не будем забывать и о такой проблеме, как употребление бутилированной воды как дань некой моде, хотя ее употребление (на регулярной основе) часто не оправдано удовлетворительным качеством водопроводной воды.

Какие решения будут предлагаться на рынке питьевой воды Алматы в будущем? В качестве альтернатив рассматриваются диспенсеры нового поколения, так называемые пурифайеры (purified water vending machines) – оборудование для воды со встроенной системой фильтров (разные по технологии фильтрации, производительности, размера и т.д.). Их стоимость и обслуживание сопоставима с покупкой 150-200 (минимум) бутылей воды в оборотной таре (от 500 до 1000 долларов за оборудование, 100-200 – фильтры для замены в течение года и еще около 100 долларов – за годовое сервисное обслуживание). Они могут устанавливаться в торговых сетях, организациях и домохозяйствах. Однако для последних более экономичным (но не менее эффективным) решением является использование современных встроенных бытовых фильтров.

Теги: питьевая вода в емкостях 18,9 л., 19 л., 20 л., бутылированная/ бутилированная вода в больших емкостях, вода для диспенсеров, вода для кулеров, диспенсеры, кулеры, аппараты для воды, питьевая вода в оборотной таре, вода в поликарбонатной таре, home and office delivery service (HOD).

Объем производства и доставки воды в оборотной таре оценить крайне сложно. Небольшая компания производит и продает до 3 000 бутылей воды в месяц. Машин по доставке в средних и мелких компаниях задействовано порядка 5-10 единиц, в крупных – до 50. Каждая машина делает до 30-40 доставок ежедневно. Доля офисных доставок – порядка 70%, доставок для домохозяйств – около 30% (в некоторых компаниях это соотношение — 60:40 или 80:20). Объем доставки в компанию с численностью персонала порядка 20 человек достигает 100 бутылей в месяц, в средние домохозяйства – от 5 до 10 бутылей в месяц.

СТОИМОСТЬ ВОДЫ

Стоимость питьевой воды в оборотной таре с доставкой колеблется от 400 до700 тенге за 19 литров, а при условии самовывоза может снижаться на 10-40%. Высокая цена на продукцию характерна для крупных игроков-производителей, она обусловлена известностью бренда, стоимостью производства, технологическим процессом и маркетинговыми вложениями. Они же и некоторые средние компании, предоставляя возможность самовывоза воды, продают ее по той же цене, что и воду с доставкой, декларируя «бесплатность доставки».
Как правило (но не всегда), производитель воды в оборотной таре самостоятельно занимается ее дистрибуцией. У каждого производителя своя маркетинговая политика, она может различаться для корпоративных и для частных клиентов: гибкий прайс-лист и бонусные программы в виде оборудования для использования воды (диспенсеры) – то и другое одновременно или на выбор. При предоплате цена может снижаться от 5% за 5-10 бутылей до 25% за 100 и более бутылей. Для корпоративных клиентов могут разрабатываться индивидуальные планы по оплате.
Себестоимость бутыли питьевой воды в оборотной таре складывается из следующих основных затрат (в зависимости от источника – скважина/ водопровод/ открытый источник):
— стоимости бурения/ покупки/ аренды скважины (бурение глубинных скважин 300-500 метров стоит от 100 до 300 долларов за метр (включая прокладку труб);
— стоимости насосного оборудования – от нескольких тысяч долларов до десятков тысяч долларов;
— стоимости оборудования для очистки воды и накопительного оборудования – от нескольких десятков тысяч долларов до сотни тысяч в зависимости от типа и производительности оборудования;
— стоимости линии по розливу воды (туда же входит внешняя и внутренняя очистка и дезинфекция тары) – от нескольких тысяч до сотни тысяч долларов в зависимости от типа, производительности оборудования и страны производителя;
— затрат на маркетинг;
— доставки воды;
— оплаты работы сотрудников (в небольших компаниях количество сотрудников не превышает 5-10 человек, включая операторов линии розлива, административный персонал и службу доставки).
По словам главного менеджера компании-дистрибьютора промышленных систем для очистки воды ТОО «Bioenergy Corporation»Оксаны Черненькой, в целом затраты на минимальный комплект оборудования для производства питьевой воды в оборотной таре составят 20 000 — 30 000 долларов (при использовании водопроводного источника). Оборудование высокой производительности, включающее в себя очистку обратным осмосом и дезинфицирование, например, озоном, может стоить до сотен тысяч долларов.

По мнению менеджера по продажам ТОО «Golden Rill Trade» (ТМ «Хрустальная» и «H2O») Гульсины Исхаковой, стратегия новых на рынке компаний – это снижение себестоимости продукции за счет 1) источника сырья (водопроводная вода вместо артезианской из скважины); 2) использования в целом более дешевого оборудования и технологий (например, при очистке воды используются несколько фильтров вместо многоступенчатой системы очистки с технологией обратного осмоса) и т.д. Комментируя позицию крупных производителей, их малые конкуренты отвечают, что питьевая вода, которую они производят, отвечает всем санитарно-эпидемиологическим нормам в той же мере, что и вода, произведенная на более дорогом оборудовании и с применением особых технологий. В конце концов, она имеет такой же сертификат качества, который удостоверяет соответствие продукта существующим стандартам и, следовательно, его безопасность.

НОРМЫ

Часть компаний в качестве источника используют артезианскую воду с больших/ средних глубин (250-500 м.) и малых (до 100 м.). Средние и малые компании в большинстве случаев в качестве источника используют водопроводную воду.
Питьевая вода, производящаяся для продажи в оборотной таре, является столовой питьевой водой, что означает, что вода пригодна для ежедневного применения, содержание солей в ней не превышает 1 грамма на литр воды. Она мягкая, приятная на вкус, без постороннего запаха и привкуса.

Производство и продажа питьевой воды регулируется специальными санитарными нормами. Если источником воды является артезианская скважина, то у производителя должна быть лицензия на недропользование. Оборудование по производству и сама продукция должны иметь сертификат качества.

Анализ воды производится в специальных сертификационных Центрах : «Мы делаем анализ качества воды, как минимум, раз в месяц, но бывает и чаще – это зависит от того, находим ли мы качество воды неудовлетворительным на данный момент, или, например, когда подходит срок замены фильтра, — говорит Азиз Ушурбакиев, заместитель генерального директора компании ТОО «Вода Angel».

Кроме того, каждая компания, согласно санитарно-эпидемиологическим нормам, ежегодно должна предоставлять на сертификационный анализ добываемую и производимую воду для обновления сертификата качества.
Государственным органом, выполняющим контрольные и надзорные функции в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, является Департамент Комитета государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Республики Казахстан (ДКГСЭН) МЗ РК по г. Алматы .

МЕТОДЫ ОЧИСТКИ

Промышленная очистка воды производится 1) на базе многоступенчатой фильтрации или 2) по технологии обратного осмоса, которая является доминирующей на рынке производства питьевой воды. Принцип обратного осмоса состоит в том, что вода под высоким давлением пропускается через полунепроницаемую мембрану, через которую могут пройти только молекулы воды, а все микроорганизмы и растворенные в воде соли задерживаются. После очистки вода минерализуется, обеззараживается ультрафиолетовым излучением или озонированием. Озонирование – процесс довольно дорогостоящий, поэтому его использует только часть компаний. Большинство малых компаний используют в качестве финишной очистки угольные фильтры и ультрафиолетовое обеззараживание.

ТОО «Компания Обис» (ТМ «Серебряная») производит ионизацию готовой питьевой воды серебром в целях придания воде дополнительных бактерицидных свойств. Начальник отдела продаж бутилированной воды Зухра Джабраилова рассказывает, что главное отличие воды после ионизации серебром от воды, обеззараженной только ультрафиолетом или озонированием, состоит в том, что вода получает некое дополнительное свойство, наделяющее саму воду бактерицидными качествами. Эти свойства позволяют сохранять чистоту и безопасность воды при соприкосновении с различными емкостями (посуда, одноразовые стаканы), и с деталями диспенсера, которые могут не очищаться регулярно.

Сохранить качество воды со времени ее производства и до начала использования (в открытой емкости эффект обеззараживания от ультрафиолета сохраняются в течение 20 минут, после озонирования – в течение нескольких дней) позволяет специальная тара. Девятнадцатилитровая оборотная тара, используемая для хранения и доставки воды, сделана из поликарбоната, материала, с которым вода не вступает в химическое взаимодействие. Производится такая тара на территории Казахстана только одной компанией – ТОО «Golden Trill Trade», ТМ «Хрустальная», «Н2О». Кроме них на рынке оборотной карбонатной тары представлена продукция омского завода. Емкости отличаются друг от друга наличием ручки на бутылке российского производителя. Жизненный цикл такой тары составляет до 50 оборотов. Кроме поликарбонатной тары используется и полиэтилентерефталат, так называемые ПЭТ-бутылки, они дешевле поликарбонатных, но менее прочные, плохо подходят для длительного хранения воды, и срок их службы – до 30 оборотов.

По словам, Анатолия Белоусова, начальника производства ТОО «NurSu Plus» (компания занимается изготовлением локальных станций очистки воды для поселков), жители нижней части города Алматы обеспечены недостаточно пригодной для питья водой. Бытовые методы очистки воды (отстаивание, кипячение, фильтрация с помощью простейших бытовых фильтров) очищают воду частично или незначительно. Поэтому он рекомендует обязательно очищать воду серьезными фильтрами с многоступенчатой системой фильтрации или с технологией обратного осмоса (как правило, такие системы очистки находятся в верхнем ценовом сегменте бытовых фильтров).


СЕРВИС

Вода в диспенсере – сама по себе — сервис. Зухра Джабраилова, ТОО « Компания Обис» (ТМ «Серебряная») уверена, что наличие в компании диспенсеров с питьевой водой позволяет более эффективно использовать рабочее время сотрудника: «Мы все знаем, что запретить пить чай на работе — невозможно. Соответственно, при приготовлении каждой кружки чая сотрудник тратит время на то, чтобы пойти и наполнить чайник, дождаться закипания, плюс к этому в организации может не быть соответствующих условий (отсутствие кухни и т.д.). Поэтому – питьевая вода в диспенсерах – это удобно».
Стандартный набор услуг, которые предлагают компании по производству и доставке питьевой воды в оборотной таре следующий:
— предоставление специальных аппаратов для воды (на условиях продажи, предоставления в аренду, в качестве бонуса);
— гарантийный и постгарантийный аппаратный сервис;
— предоставление оборотной тары (1000-1200 тенге за единицу, на условиях продажи, под залог, или предоставления в аренду);
— доставка и продажа сопутствующих товаров (одноразовые стаканчики, чай и т.д.);
— кроме того, компании предоставляют услуги по внутренней чистке диспенсера (во время гарантийного обслуживания бесплатно, после сервис стоит от 2-3 до 5 тысяч тенге).

Несмотря на то, что регулярная санитарная обработка соприкасающихся с водой внешних и внутренних частей диспенсера лежит на потребителе, компания-оператор предлагает услугу по вскрытию и чистке диспенсера (рекомендуемая периодичность — раз в полгода). Потребителю может показаться, что, поскольку с диспенсером используются бутыли только с особо очищенной водой, необходимость в регулярной чистке отпадает. Однако вода – это патогенная среда, в которой легко размножаются бактерии. Поэтому удостоверьтесь, что в вашей организации диспенсеры подвергаются регулярно санитарной обработке.

Служба приема заказов у операторов, как правило, работает с 9 до18 часов, однако служба доставки занята с 8-9 часов утра и часто до последнего клиента (до 20-22 часов). Чаще всего доставка осуществляется 6 дней в неделю, однако есть компании, в которых она доступна и по воскресениям. Заказ воды обычно осуществляется по телефону, в некоторых компаниях его можно сделать через сайт оператора или посредством переписки по электронной почте. Как правило, доставка осуществляется на следующий после заявки день, однако при определенных условиях ее могут выполнить и день-в-день, или же вода поставляется по заранее установленному графику.
Кроме того, большая часть компаний предлагает возможность самовывоза воды в оборотной таре. В этом случае стоимость воды или не изменяется или падает до 10-40%. Что косвенно подтверждает, что транспортные услуги в структуре себестоимости воды составляют до 30-40%.

Существует мнение, что бизнес по доставке питьевой воды – это именно бизнес по доставке, а не по производству воды, особенно, если количество операторов на рынке становится значительным. Какие бы различия не декларировали производители, и какие бы различия в действительности не существовали между их продукцией – при отсутствии визуальных отличий и, часто, отличий во вкусе, при выборе для потребителя важными оказываются 3 фактора:
— цена продукта;
— сервис по доставке;
— и лишь в последнюю очередь — наличие у оператора сертификатов качества на продукцию, оборудование, разрешений на недропользование и т.д.

Основными критериями удовлетворенности доставки среди корпоративных клиентов является: 1) постоянное наличие воды в офисе; 2) удобное время доставки; 3) предоставление при доставке необходимой документации; 4) доступность коммуникаций со службой доставки (возможность дозвониться до оператора с первого раза), альтернативные каналы связи; 5) гибкость и оперативность доставки и т.д.

Доставка в домохозяйства затруднена тем, что хозяина часто не оказывается дома в момент подвоза воды, в этом случае доставку приходится переносить таким образом, чтобы клиент не остался в этот день без питьевой воды и т.д.

Сервис по доставке стал более вариативным. Доставкой охватываются все более удаленные районы: дачные поселки, пригороды Алматы, а также новостройки. Кроме того, некоторые компании предоставляют возможность покупки воды в емкости 19 л. в специальных точках продаж (отдельные пункты, магазины и т.д.). Другие компании выпускают специальные экипажи, обслуживающие по особому графику определенную группу клиентов.


ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ В ОБОРОТНОЙ ТАРЕ

Менеджер по продажам ТОО «Golden Rill Trade» (ТМ «Хрустальная» и «H2O») Гульсина Исхакова считает: «Количество операторов на рынке производства и доставки питьевой воды в оборотной таре будет уменьшаться. Вероятность того, что с образованием Таможенного Союза, на рынок придут иностранные игроки — невелика, поскольку рынок питьевой воды локальный и внутри каждого региона сравнительно небольшой. А что касается рынка Алматы – то регион в отношении питьевой воды довольно благополучный и насыщение рынка произойдет довольно скоро».

С коллегой не согласен Азиз Ушурбакиев, заместитель генерального директора компании ТОО «Вода Angel»: «Количество компаний будет только расти, каждый год на этот рынок выходит хотя бы одна новая компания. Думаю, такая динамика сохранится и в будущем, поскольку сегмент частных домохозяйств остается практически не охваченным».

Говоря о перспективности рынка частных домохозяйств, специалисты признают, что корпоративный сегмент для них более интересен как более емкий. По их словам, сервисом по доставке питьевой воды в оборотной таре корпоративный сектор охвачен примерно процентов на 80%. Остались неохваченными небольшие компании с численностью персонала в несколько сотрудников, а также бюджетные организации города, у которых пока не заложены расходы на питьевую воду. Несмотря на то, что компании намерены расширять свою клиентскую базу за счет привлечения клиентов конкурентов и неохваченных компаний из корпоративного сегмента, большая ставка делается на привлечение потенциальных частных потребителей.

Во всем мире идет настоящая борьба против бутилированной воды, поскольку на ее упаковку и логистику затрачиваются колоссальные ресурсы. В некоторой степени это касается и воды, которая дистрибьютируется в оборотной таре. Несмотря на то, что в большинстве случаев для изготовления многооборотной тары используется поликарбонат, который 100% пригоден к переработке и перерабатывается в новую тару, на логистику такой воды приходится до 40% стоимости самого продукта.

Кроме того, литр водопроводной воды в Алматы стоит порядка 2 тиын для индивидуальных потребителей и до 10 тиын для юридических лиц , а литр бутилированной воды в больших емкостях (с учетом логистики оператора или индивидуальной) – от 20 тенге.
Однако проблема с доступом к чистой водопроводной воде, пригодной для питья, остается открытой для многих районов Алматы и алматинской области. С другой стороны, вопрос о качестве очистки, степени минерализации, санитарных условиях производства стоит и в отношении бутилированной воды. Не будем забывать и о такой проблеме, как употребление бутилированной воды как дань некой моде, хотя ее употребление (на регулярной основе) часто не оправдано удовлетворительным качеством водопроводной воды.

Какие решения будут предлагаться на рынке питьевой воды Алматы в будущем? В качестве альтернатив рассматриваются диспенсеры нового поколения, так называемые пурифайеры (purified water vending machines) – оборудование для воды со встроенной системой фильтров (разные по технологии фильтрации, производительности, размера и т.д.). Их стоимость и обслуживание сопоставима с покупкой 150-200 (минимум) бутылей воды в оборотной таре (от 500 до 1000 долларов за оборудование, 100-200 – фильтры для замены в течение года и еще около 100 долларов – за годовое сервисное обслуживание). Они могут устанавливаться в торговых сетях, организациях и домохозяйствах. Однако для последних более экономичным (но не менее эффективным) решением является использование современных встроенных бытовых фильтров.

Теги: питьевая вода в емкостях 18,9 л., 19 л., 20 л., бутылированная/ бутилированная вода в больших емкостях, вода для диспенсеров, вода для кулеров, диспенсеры, кулеры, аппараты для воды, питьевая вода в оборотной таре, вода в поликарбонатной таре, home and office delivery service (HOD).

По сообщению сайта PROFINANCE.KZ