Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

«Добро» для таможни

Дата: 11 февраля 2011 в 20:40

Средство против коррупции — новый Таможенный кодекс.

О масштабах взяточничества на украинской таможне давно ходят легенды. Печально, что за все взятки и штрафы, на которые вынуждены тратиться импортеры на границе, в конечном итоге втридорога расплачивается простой украинский потребитель.

Еще один аспект проблемы:  колоссальные суммы не доходят до бюджета страны — а значит, под постоянной угрозой находятся выплаты самым малообеспеченным гражданам. Независимые эксперты единодушны: искоренить давнее зло может только одно — принципиально новый свод законов, радикально реформирующий работу отрасли.

В последнее время поборы на украинской таможне увеличились настолько, что взвыли даже самые стойкие импортеры и их контрагенты. Под давлением общественности и властей руководство таможни объявило о начале перестройки службы. Однако до реальной борьбы со взяточничеством так и не дошло. Особенно острой остается ситуация на южных направлениях, где традиционно скапливается основной поток импорта и контрабанды — здесь поборы постоянно нарастают.

Экс-глава Госкомпредпринимательства, заместитель главы партии «Сильная Украина» Александра Кужель считает причиной роста коррупции в ведомстве неэффективную работу нынешнего руководителя таможни. По ее словам, «все взятки, которые получают таможенники, в итоге платят простые украинцы, потому что бизнес закладывает их в стоимость товаров, которые мы покупаем».

«Хитом» же стало завышение инспекторами так называемой «таможенной стоимости» — формальной цены товара, которая берется в расчет при уплате налогов и сборов. Проблема занижения цен импортерами на товары существовала всегда, но сейчас аппетиты инспекторов возросли многократно. Известны случаи, когда цена научного оборудования, которое ввозилось в страну впервые и о котором не могло быть других данных кроме как цены контракта, была повышена в 99 раз.

«Формальная причина задержки — заниженная таможенная стоимость. Но фактически, нужно либо согласиться на стоимость, предложенную таможней, либо дать взятку», — отмечает генеральный директор Ассоциации международных экспедиторов Украины Юрий Приходько.

Неофициально таможенники объясняют необходимость начислять повышенные сборы жесткими планами, спущенными из Минфина. Однако не будь коррупции — импортные потоки могли бы быть полноводнее, борьба с контрабандой проходила бы активнее и собирать средства в бюджет можно было бы во вполне штатном режиме.

Есть ли выход? По мнению наблюдателей, должен работать четкий и понятный свод законов:  новый Таможенный кодекс. Его редакция подготовлена под руководством вице-премьера Сергея Тигипко, отвечающего в правительстве за проведение таможенной реформы. Документ позволит за счет введения норм прямого действия ликвидировать до 90% коррупционных проявлений, уверена Александра Кужель.

— В кодексе будут прописаны исчерпывающие перечни всех документов, полномочия инспекторов, все штрафы будут однозначными. Главным основанием для определения таможенной стоимости будет цена контракта, а не данные из мифической базы, — поясняет собеседница.

По ее словам, в документе впервые появится реальная возможность привлечь инспектора к ответственности за затягивание времени оформления груза. Да и для самого затягивания почти не останется возможностей: большинство контрольных процедур, включая используемые в качестве коррупционного «крючка» лабораторные анализы товара, будут переведены на внутренние таможни. Появится пост-аудит-контроль — отслеживание судьбы товара на внутреннем рынке.  На границе товар будет фактически просто декларироваться. Хорошей новостью для перевозчиков станет снятие с них ответственности за товар, который они везут.

Эксперты  уверены: только так таможенное ведомство можно срочно реформировать. При наличии жесткой политической воли это вполне посильная задача.

КСТАТИ
Ситуация на украинской таможне может отвернуть от нас и без того скудные транзитные потоки, уверены наблюдатели: по «простоте» ведения внешнеэкономической деятельности в рейтинге DoingBusiness 2011 мы занимаем «почетное» 139-е место.

 

По сообщению сайта Аргументы и Факты