Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Вадим Елфимов: Россия и Белоруссия не должны допустить передела союзного пространства

Дата: 14 февраля 2011 в 03:10

Еще совсем недавно, всего каких-то год-два тому, при слове «Белоруссия» у русского мещанина (сиречь обывателя) расплывалась по широкому лицу благодушно-умильная улыбка. А при слове «батька» возникали не менее благодушные ассоциации с конкретным политическим лицом, таким же широким и славянским.

Что ж, ныне мы стали стесняться своих братских и, вообще, кровных связей. Стали подкладывать под них, точно соломку на то место, о которое больно ушиблись в 91-м, всякие прагматичные подстилки, расчеты. И прочий нафталинный хлам, что завалялся в западных идеологических кладовках и был сбыт нам бесплатно под видом гуманитарной помощи. Хорошо, не брат, так союзник — а какая разница? Как ни назови — только в печь не клади!

«В печь» — это значит: не надо нас растаскивать еще далее «национальных квартир» — и по различным историческим азимутам. Не надо рвать по живому снова и снова то, что еще можно срастить! То, что мы ныне зовем нашим родным постсоветским пространством. Еще приятней иметь власть, чувствующую (или демонстрирующую, что чувствует) свою кровную связь с народом. С большим славянским населением, сделавшим эту гигантскую часть суши великой и непотопляемой. И россияне, страдающие от «семибанкирщины», от информационной «гуманитарки» Гусинского и «посредничества» Березовского с умилением слышали в течение 1996-2000гг. глас вопиющего в пустыне о братстве и реинтеграции, что раздавался из такой маленькой и такой родной Белоруссии. Глас этот услаждал слух и вселял надежду, что вот пройдут смутные времена, прогоним мы «супостатов» Гуся и Березу, и выйдет нам навстречу светлый рыцарь Батька Черноус и протянет нам братскую...пардон, союзную руку!

И вот ушли Береза и Гусь, сел Ходорковский, пришли, как отрезвление после похмелья, прагматичные «нулевые». Но светлый рыцарь все не выходил из ветхозаветной Беловежской пущи, а выставлял все новые и новые требования, выкатывал, как настоящая поп-звезда, личный «райдер», требовал повышенный гонорар за свой «выход». Это вызывало недоумение, затем — предложение «отделить мух от котлет», затем — пожелание «все хорошенько обдумать», а затем и признание, что Белоруссия «действительно суверенная страна». Ах, вот оно как! Но все равно, оставалась твердая уверенность, что все это не более чем капризы, «детская болезнь» правизны отдельных белорусских руководителей, короче, рябь против течения мощной реки, имя которой — взаимная любовь русских и белорусов друг к другу. И что суверенитет — не помеха нашему союзу. Которому — авось! — быть...

Вот именно, авось!

Сколько раз в российской истории он подводил нас! А сколько выручал! Баш на баш? Или нет? Кто подбивал дебит-кредит? И в какую колонку, — с плюсом или минусом, — рискует попасть наш нынешний союзник Белоруссия? Опять «авось» определит.

Будем откровенны: последовательной, целенаправленной и более или менее системной работы по сохранению единого культурного, языкового, информационного и духовного пространства Белоруссии и России мы до сих пор не проводили. Проще говоря, не то чтобы системной, а вообще никакой. Пожалуй, лишь одна Православная церковь сохраняла живую связь людей по обе стороны вновь возникшей суверенной границы — именно живую, каждодневную связь, далекую от официозной кампанейщины, а потому искреннюю и дающую людям чувство сопричастности не только к единой Церкви, но и друг к другу. Но в силу своей специфики, в силу отделенности от государства, а также необходимости сохранять межконфессиональный мир, а, главное, в силу того, что она так и не получила серьезного союзнического посыла из мирских сфер, православная церковь в Белоруссии давно уже находится в позиции скорее сохранительной, нежели активной.

Если воспользоваться вульгарно-марксистской терминологией, церковь — это непреходящий «базис» нашего единства, над которым мы с вами не возвели никакой «надстройки». А вот ежели говорить о «надстройке», то она сегодня лежит в руинах, доставшихся нам от советского прошлого. Мы же, нынешние, не сложили и двух своих, мало-мальски современных кирпичей. Как это ни печально! И сколь ни далек сей вывод от того, на что мы все надеялись в конце 90-х, когда начинали строить Союзное государство.

Первоначально перспективы этого строительства рисовались только радужными. И для того были все основания. А, главное, на Белоруссию действительно распространялось все еще единое, доставшееся нам от советских времен информационное пространство. Плюс официальное двуязычие. Где еще из бывших советских республик имелись лучшие условия для возрождения духовного единства?

Совершенно точно — нигде. Эту сферу, будто клапан, с помощью которого можно пустить или, наоборот, перекрыть воздух реинтеграции, любые местные политические элиты, однажды заполучив в руки, из них уже не выпускают. Как последний довод современных «королей». Как последний патрон в рулетке Русского мира!

В Белоруссии все было наоборот: данный клапан работал в одну сторону. Информация текла свободно: ни один российский теле — или радиоканал не перекрывался (Когда-то!). Мало того, информационное пространство двух государств оказалось даже не столько общим, сколько пророссийским — в силу объективной неравности долей (в том числе, и телевизионных) и уровня развития СМИ. Лукашенко, объявивший союзное строительство своим главным политическим проектом и даже выдвинувший идею союза трех славянских государств, до тех пор, пока эти прожекты не достигали стадии практической реализации, просто не смел фильтровать информационный поток. Не мог лишать его «прорусскости» или нарушать хрупкий баланс двуязычия, ибо оно было закреплено конституционно. А, объективно, являлось главной опорой его власти. Ибо в условиях слабой «заячьей» экономики, едва избавившейся от этих самых денег-«зайчиков», именно двуязычие удерживало политическую стабильность в стране. А все потому, что против насильственной белорусизации возмутились бы даже не столько местные русские, сколько сами белорусы! Спасибо им!

Такую ситуацию, унаследованную от советских времен, можно назвать сложившимся де-факто, негласным общественным договором между важнейшими социально-этническими стратами — белорусами и русскими. Именно они составляют духовный и экономический кластер Белоруссии. И договор их существует вне зависимости от белорусских властей — власти могут либо приспособиться к нему, либо, наоборот, сопротивляться. Но тем самым они определяют лишь свою личную судьбу, а вовсе не планиду страны. Шушкевич, БНФ и К°, представлявшие третью, — наименьшую, — социально-этническую страту Белоруссии, — полонизированных интеллигентов, «лириков от физики», прикрывающихся щитом «белорусского национализма», — попытались было сопротивляться. И что же? — в 1994-м году стремительно проиграли! И так будет с каждым политическим стрелочником, стремящимся загнать в тупик паровоз российско-белорусского взаимодействия. Кстати, Лукашенко это хорошо понимал. Он-то как раз попытался приспособиться к нуждам народа — и тогда выиграл.

С тех пор прошло шестнадцать лет. Изменилась ли ситуация с течением времени и событий?

Конечно, тот общественный договор по двуязычию, о котором мы говорили выше, а также наличие общего, тем паче, пророссийского информационного поля вселяли уверенность, мол, все будет хорошо, мол, российско-белорусская общность никуда не денется, что она, как капля камень, победит любые лежачие преграды, любую инертность. И так бы оно и вышло, если б не наш общий, белорусско-российский «авось»! Ибо одну инертность мы явно не смогли преодолеть — инертность благодушия...

У нас был — и есть пока! — огромный потенциал единения. Но надо понимать: потенциал так и останется потенциалом, если... не оживет. А жизнь, как сказал классик — это движение. А что нужно для движения? Правильно — точка опоры! Этой точкой опоры и должна стать последовательная, целенаправленная и системная работа в сфере не просто сохранения, а развития информационного взаимодействия России и Белоруссии. То есть именно та работа, которой и не было!

В результате мы с вами уже стали свидетелями белорусско-российских информационных войн. Пусть они пока отгремели — и слава Богу! — но у этих войн появились свои конкретные жертвы. Пока отдельные, но...лиха прогрессии начала! Значит, надо делать выводы.

Первый — ни в коем случае не допустить рецидива. Ведь тогда жертвами станут уже миллионы, ибо пострадают обе наших страны. Как и почему это происходит, а, главное, к чему приведет — тема отдельного разговора. Но уже ясно сейчас: информационные дуэли в нашем общем медиапространстве — всего лишь артподготовка к его переделу. С дальнейшей приватизацией. К растаскиванию на лоскуты. Понятно, что не в пользу России. И уж тем более не в пользу Белоруссии и нашего славянского единства.

Так что на сей раз «авось» плохо сработал... И от него нужно немедленно, решительно отказываться! И это второй — и главный вывод.

По сообщению сайта REGNUM

Читайте также