Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

КМГ и Союз машиностроителей призывают операторов в крупнейших проектах увеличить казсодержание

Дата: 14 февраля 2011 в 06:50

Кикбай КОСАЕВ, «Панорама», 11 февраля

Компания «КазМунайГаз» совместно с Союзом машиностроителей Казахстана провела в Астане совещание по вопросу увеличения казахстанского содержания в крупных нефтегазовых проектах. В заседании приняли участие представители операторов крупных нефтегазовых проектов (ТОО СП «Тенгизшевройл», NCOC и KPO B.V.).
По словам депутата мажилиса, председателя правления ОЮЛ «Союз машиностроителей Казахстана» Мейрама Пшембаева, машиностроение во всем мире воспринимается как показатель технологического уровня национальной промышленности: «Отрасль дает положительный эффект для развития смежных отраслей, также многократно увеличивает занятость населения и тем самым обеспечивает конкурентоспособность экономики в целом». По его словам, АО НК «КазМунайГаз» совместно с Союзом машиностроителей Казахстана проводит работу по развитию нефтегазового машиностроения, которая будет способствовать увеличению местного содержания в рамках реализации ГПФИИР. По мнению депутата, приоритетность развития отечественного нефтегазового машиностроения объясняется тем, что нефтегазовый сектор является крупным потребителем машиностроительной продукции. «В Казахстане уже налажено производство свыше 350 наименований продукции нефтегазового машиностроения. Спрос на нефтегазовое оборудование будет вызван в первую очередь увеличением объема нефтедобычи в Казахстане на основных месторождениях: Тенгизе, Карачаганаке и Кашагане. Согласно планам крупнейших добывающих компаний, к 2020 году объем добычи нефти увеличится в 2,4 раза. Кроме того, ведутся работы по освоению новых крупных месторождений на Каспийском шельфе», – отметил г-н ПШЕМБАЕВ.
Также, по его словам, значимым фактором увеличения спроса на нефтегазовое оборудование является износ мощностей нефтеперерабатывающей промышленности, а также износ нефте — и газопроводов. По его данным, в стране 80% от общей протяженности нефте — и газопроводов эксплуатируются без ремонта более 20-30 лет. Мейрам Пшембаев выразил надежду, что в результате реализации плана совместных рабочих групп КМГ, Союза машиностроителей и операторов проектов Тенгиза, Карачаганака и Кашагана, подписанного 28 января т.г., участники придут к общему мнению по увеличению местного содержания при разработке.
В свою очередь глава КМГ Каиргельды Кабылдин заверил, что главная нефтегазовая компания страны «обеспечит максимальные возможности для казахстанского содержания». По его словам, по итогам 2010 года общий объем закупок в группе компаний КМГ составил Т1,6 трлн, при этом казахстанское содержание в закупках составило Т811 млрд, или 51%, в том числе по товарам Т244,7 млрд, или 31%, работам – Т248 млрд, или 63%, услугам – Т317 млрд, или 75%. «Традиционно такие виды оборудования и материалов, как штанговые глубинные насосы, насосно-компрессорные трубы, печи подогрева нефти, буровые насосы, станки-качалки, трансформаторы, запорная арматура, специальная техника, теплообменное оборудование, кабельно-проводниковая продукция, спецодежда и другие виды товаров закупаются у отечественных товаропроизводителей», – отметил глава КМГ.
По его словам, многие виды машиностроительной продукции из данного перечня освоены в соответствии с программой содействия КМГ развитию нефтегазового машиностроения в стране. Программа ежегодно корректируется и пополняется новыми видами нефтегазового оборудования, освоенными казахстанскими машиностроительными заводами. Каиргельды КАБЫЛДИН напомнил, что впервые данная программа была разработана и введена в действие в 1998 году: «Тогда на казахстанских предприятиях было размещено заказов всего на Т260 млн и было освоено всего 20 наименований нефтегазового оборудования, в основном различные виды запасных частей и узлов. А уже сегодня налажен выпуск более 320 наименований нефтегазового оборудования, при этом сумма размещенных заказов составила Т28,5 млрд. И это – далеко не предел. В настоящее время программа предусматривает содействие 49 машиностроительным предприятиям республики».
В качестве примера по оказанию технической поддержки со стороны КМГ он привел сотрудничество с АО «Усть-Каменогорский арматурный завод», с ТОО «Сервисный центр «КазТурбоРемонт» (КТР) и АО «Западно-Казахстанская машиностроительная компания» (ЗКМК) посредством участия в софинансировании заводов путем выдачи гарантий (для КТР – $10 млн, для ЗКМК – $3 млн), а также обеспечения долгосрочными заказами на капитальный и текущий ремонт и диагностику (в 2010 г. – Т2 млрд, в 2011 г. – Т4 млрд). Теперь, по словам главы нацкомпании, с функционированием данных предприятий решен вопрос ремонта газоперекачивающего оборудования в Казахстане, поскольку ранее газотурбинные установки и газоперекачивающие агрегаты ремонтировалось за рубежом – либо в России, либо в Европе.
Другим примером поддержки становления казахстанских заводов Каиргельды Кабылдин отметил, что в ТОО «Тенгизшевройл» находятся в эксплуатации 9 ГТС, а на Карачаганакском месторождении – 4 ГТС. «Поэтому необходимо проработать вопрос привлечения КТР и ЗКМК к оказанию услуг по ремонту и сервисному обслуживанию газотурбинных станций на Карачаганакском и Тенгизском месторождениях», – считает он.
Согласно проведенному КМГ предварительному анализу, представляется возможным и экономически обоснованным производство в Казахстане следующих видов нефтегазового оборудования: винтовые насосы, установки электроцентробежных насосов, газораспределительные пункты. В целях организации производства данных видов нефтегазового оборудования, КМГ 27 ноября 2010 года заключило технологическое соглашение c Министерством индустрии и новых технологий. В соответствии с которым предполагается, что АО «Центр инжиниринга и трансферта технологий» через созданное на его базе Конструкторское бюро нефтегазового машиностроения обеспечит технической и технологической документацией казахстанские машиностроительные предприятия для освоения востребованной группой компаний КМГ продукции и после изготовления опытных образцов организует проведение их испытаний. В свою очередь, отметил г-н Кабылдин, КМГ будет оказывать техническую поддержку заводу-изготовителю в процессе производства опытных образцов продукции, содействовать проведению их опытно-промышленных испытаний и по результатам испытаний подготовит заключения о целесообразности дальнейшего серийного производства.
При получении положительных результатов испытаний будут заключены долгосрочные договоры на поставку продукции в соответствии с требованиями законодательства для группы компаний КМГ в части закупок товаров, работ и услуг.
По итогам совещания участники поддержали инициативу НК КМГ о создании рабочих групп с участием представителей НК КМГ, ОЮЛ «Союз машиностроителей Казахстана», нефтегазовых операторов с целью расширения сотрудничества в области увеличения казахстанского содержания отдельно по каждому крупному нефтегазовому проекту, а также договорились выработать конкретные предложения по созданию и развитию новых производств и совместных машиностроительных предприятий.

По сообщению сайта Nomad.su