Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

В Казахстане растет спрос на бизнес-образование

Дата: 14 февраля 2011 в 07:20 Категория: Новости экономики

— Сергей Александрович, что вы подразумеваете под бизнес-образованием?

— Стандартного определения бизнес-образованию нет. На мой взгляд, это достижение гражданином установленных государством образовательных уровней в сфере бизнеса. А эти уровни могут быть в функциональных областях — менеджменте, маркетинге, финансах многих других. Управленческое образование — это достижение гражданином образовательного уровня в управлении. Но управление надо понимать как синтез множества дисциплин менеджмента, маркетинга, финансов и многих других.

— Ожидается ли рост рынка в 2011 году?

-Вряд ли рынок заметно изменится в части индустрии высшего образования. В индустрии тренинга можно ожидать существенного послекризисного роста.

— Замедлились ли темпы развития спроса на бизнес — образование в Казахстане в период кризиса? Как обстоит положение сегодня?

-В кризис платежеспособный спрос на бизнес-образование очевидно снизился. В целом желание получать бизнес-образование у уже работающих руководителей имеет тенденцию к существенному росту. Примером этому является то, что 15 лет назад была одна программа МВА на весь Казахстан. Сейчас я знаю минимум 6 ВУЗов, которые предлагают подобные программы. И аудитории там не пустые. Приплюсуйте сюда еще дистанционные программы ВУЗов со всего мира, где учатся многие казахстанцы.

-Ожидается ли увеличение стоимости на бизнес-обучение в Казахстане, в связи с сокращением количества вузов?

-Не думаю, что стоимость увеличится вообще. Я думаю, что в ближайшее время если стоимость и будет расти, то параллельно инфляции. Есть платежеспособный спрос, который растет медленными темпами, и вряд ли цена предложения начнет его опережать.

-На каком уровне находится бизнес-образование в Казахстане?

-На мой взгляд, в целом по Казахстану бизнес-образование находится на крайне низком уровне. Я бы сказал так, бизнес-образования в Казахстане как системы нет. Есть отдельные ВУЗы, которые дают более или менее сносное образование. Их не больше пяти на всю страну. По моему мнению, высшего образования в Казахстане нет в целом. Есть дипломы государственного образца, не являющиеся гарантом качества выпускников. Государство, в лице соответствующего Министерства, оказалось не способным обеспечить качество образования. Это приводит к тому, что тысячи молодых людей уезжают ежегодно учиться за рубеж. Большинство из них никогда не вернутся. Это как бомба замедленного действия, которая может взорваться в любой момент.

— Мне известно, что вы проводите исследования на эту тему. Поделитесь результатами.

— Да, мы проводим собственное исследование о соответствии бизнес-образования потребностям работодателей. Уже опросили большое количество руководителей и сотрудников кадровых служб из 6 городов страны. И знаете? Работодатели в шоке! Качество образования столь низкое, что работодателям просто почти некого брать на работу. Выпускники не понимают, что не наличие диплома является гарантией трудоустройства, а наличие личных знаний и навыков. Покупка диплома в рассрочку через плохое высшее образование не гарантирует работу и успех.

— Разве не наблюдается рост количества студентов в бизнес-образовании?

— Не думаю, что рост количества студентов наблюдается вообще где-либо. В институты пришли «дети перестройки». Абитуриентов сейчас просто физически меньше.

— Получается, проблем в отечественном бизнес-образовании не счесть числа?

— Проблем действительно много. Во-первых, это чрезмерное регулирование образования Министерством образования и науки, что делает образование крайне негибким.

Во-вторых, поведение ВУЗов, как коммерческих организаций. «Прибыль прежде всего», — является девизом большинства из них. Понятно, что им необходимо выживать, однако при этом разрушается будущее страны. При этом личное будущее детей владельцев и руководителей таких сугубо «коммерческих» ВУЗов обеспечено.

В-третьих, крайне низкое качество преподавательских кадров. Профессиональные кадры преподавателей являются дефицитом во всем мире. Однако Казахстан впереди планеты всей. Если взять общее количество студентов вузов и колледжей, то окажется, что они составляют примерно 1/8 экономически активного населения страны. Где на такую армию взять преподавателей? С другой стороны, многие преподаватели бизнес-дисциплин в нашей стране не хотят учиться сами. Я это наблюдаю постоянно, проводя бесплатные семинары для преподавателей по всей стране.

— Что необходимо для решения данных проблем?

— Стоит отменить дипломы государственного образца. Когда государственный диплом не гарантирует качества, государство теряет свой авторитет. ВУЗы должны выдавать собственные дипломы и гарантировать или не гарантировать качество собственным именем. В этом случае конкуренция быстро расставит все на свои места и не будет необходимости принимать политические решения о сокращении количества ВУЗов в стране.
Также, аккредитации ВУЗов должны проводить независимые зарубежные эксперты. Казахстан маленькая по населению и дружная по социальным связям страна. Ожидать объективности от комиссий состоящей из казахстанцев просто наивно.

Айгуль Касенова

По сообщению сайта Nur.kz