Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Понедельник начинается «В субботу» // Фильм Александра Миндадзе на Берлинском кинофестивале

Дата: 15 февраля 2011 в 05:02 Категория: Новости культуры

В понедельник на Берлинале показали конкурсную картину «В субботу» Александра Миндадзе. О последних событиях фестиваля — АНДРЕЙ ПЛАХОВ. Воскресный день 3D (см. вчерашний «Ъ») принес и радости, и огорчения. «Ночные сказки» француза Мишеля Оселота, выполненные в технике силуэтной анимации, не хуже, но и не лучше смотрятся в стереоочках, чем без оных. На одну нить нанизано несколько сказочных сюжетов — преимущественно восточных и африканских, но есть и те, что напоминают европейскую готику. Все персонажи чернокожи — в соответствии с духом времени анимация тоже «почернела». Впрочем, это можно объяснить и тем, что детство Оселота прошло в Африке. В «Пине» Вима Вендерса и «Пещере забытых снов» Вернера Херцога техника 3D ставит целью усилить эффект присутствия искусства: в первом случае модернистского балета, во втором — древней наскальной живописи. В отличие от формалиста Вендерса мистик и черный романтик Херцог создает — якобы в прикладном жанре научпопа — самостоятельное произведение. Оно пронизано тревогой сегодняшнего и завтрашнего дня и восторгом перед доисторическим гением, который оставил вместо автографа на стене пещеры отпечаток ладони — символ безымянного авторства. 3D пытается перестать быть игрушкой и произвести что-то путное. Еще одна потенциальная опция новых технологий открывается в фильме «Мир за один день». Это совместный проект Ридли Скотта и YouTube, собравший со всего мира тысячи любительских видеозаписей, сделанных в один и тот же день — 24 июля 2010 года. Китай и Африка, Украина и Россия, Турция и США — лишь часть географии этих документов. Содержание записей — рождение человека, болезнь и смерть, добывание и приготовление пищи, общение с детьми, даже естественные отправления в туалете, то есть практически вся интимная жизнь, кроме разве что сексуальной. Есть поразительные сцены: например, первый в жизни мальчика ритуал бритья. И есть искусный монтаж, выполненный режиссером Кевином Макдональдом,— настолько искусный, что кажется, будто все кадры фильма сняты профессионалами. На фоне этих ультрасовременных экспериментов российский конкурсный фильм «В субботу», показанный в понедельник, мог бы смотреться классикой, если не архаикой. Он во многом продолжает мотивы работ Вадима Абдрашитова по сценариям Александра Миндадзе. Их фильмы-метафоры говорили о том, что поезд системы находится в аварийном состоянии, что советский «Титаник» неумолимо идет ко дну. В новом фильме, написанном и снятом Александром Миндадзе, катастрофа не метафорична, а реальна: речь идет о Чернобыле. Но вырастает нечто даже посильнее метафоры — эмоциональное высказывание о людях на грани, игре без правил, гримасах рока. Главный герой фильма — провинциальный функционер Валерка в начале партийной карьеры (Антон Шагин) — оказывается случайно приобщен к «государственной тайне». Узнав, что разрушен реактор, он пытается бежать, прихватив с собой подругу из общежития, но вместо этого попадает на разгульную свадьбу, еще не знающую, что она фактически превратилась в похороны, со слетевшимися на «чес» лабухами и пьяной беременной невестой — мадонной атомного века. В центре композиции — фатальная мужская общность полугероев-полуразгильдяев, никогда не выходящих из полувоенного состояния. Герои Миндадзе всегда готовы к экстремальной ситуации и не только не боятся сопутствующих ей хаоса и абсурда, но, наоборот, расцветают в этой атмосфере, проявляют себя как широкие, почти былинные натуры. Они даже как будто только и ждут экстрима, потому что в обычной жизни их мужское эго задавлено рутиной, бытом, конформизмом. Конечно, режиссер относится к особенностям нашего национального характера не совсем однозначно: они его и возмущают, и восхищают. Да, мы такие, но смотрите, мы продолжаем жить даже как будто бы после смерти. Интонация его «патриотических фильмов-катастроф» — трагический оптимизм. В отличие от жестко выстроенных картин абдрашитовского периода здесь действие движется не характерами и обстоятельствами, а ситуациями и типичными для Миндадзе словесными порывами, похожими на поэзию и молитву. Эти чувственные порывы великолепно ухвачены румынским оператором Олегом Муту — и все это вместе придает картине современный стиль. Тут, наоборот, профессионалы словно имитируют раскованную эстетику YouTube. Премьера двух других фильмов, связанных с Россией,— «Мишени» Александра Зельдовича и «Ходорковского» Кирилла Туши — состоялась вчера вечером. О том, как она прошла, читайте в завтрашнем номере.

По сообщению сайта Коммерсантъ