Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Триумф со многими неизвестными // В Лос-Анджелесе вручили Grammy

Дата: 15 февраля 2011 в 05:02

Результаты 53-й церемонии вручения наград американской Академии звукозаписи комментируют БОРИС БАРАБАНОВ и СЕРГЕЙ ХОДНЕВ. Поначалу все шло так, как заведено в индустрии: по числу номинаций лидировал Эминем, на втором месте был гавайский автор и продюсер Бруно Марс, имевший отношение к паре летних хитов, и, в общем, логично было ожидать от шоу в лос-анджелесском Staples Center обыкновенного хода вещей, а именно парада исполнителей кантри и R'n'B с бесконечным взаимным обменом любезностями и благодарностями. Сенсационным образом Эминем получил всего две награды, хотя был выдвинут в десяти номинациях и выступил со всей возможной самоотдачей, яростью и нервозностью. Он выглядел чуть ли не Высоцким от рэпа, но триумфатором не стал. Точно так же неожиданно провалился Бруно Марс — одна награда из семи возможных. И тинейджерский супергерой Джастин Бибер тоже остался ни с чем. В самом начале в это трудно было поверить. Музыканты группы Train, получившие Grammy в номинации «Лучшее исполнение дуэта или группы», даже поблагодарили юного Бибера за то, что он «не дуэт и не группа». В номинации «Дебют года» Джастина Бибера обошла джазовая певица и контрабасистка Эсперанца Сполдинг. Это имя мало что говорит широкой публике. Едва ли больше известно рядовому зрителю о канадской группе Arcade Fire, но именно ей дали престижную награду «Альбом года» и еще разрешили в финале вечера исполнить дополнительный второй номер. Пять лет назад, во времена своего дебютного альбома, Arcade Fire считались чуть ли не самым передовым, что есть в рок-музыке, и ходили в любимцах просвещенной общественности. С годами их уникальное звучание уступило место стандартному площадному року, альбом 2010 года «The Suburbs» похож на всех флагманов коммерческого рока сразу, и вот, почти совсем расставшись с самобытностью и прописавшись на обложках журналов, Arcade Fire докатились до Grammy. Тем не менее победы Arcade Fire не ожидал никто. Барбра Стрейзанд, объявляя победителя в номинации «Альбом года», ощутимо запнулась: «S-suburbs»? А лидер группы Уин Батлер начал приветственную речь с реплики «Shit!». Награда Arcade Fire — это, видимо, своего рода запоздалое признание за молодой и радикальной музыкой права быть отмеченной такой престижной взрослой наградой, как Grammy. Можно даже сказать, запоздалое раскаяние академии. По-настоящему эффектные эпизоды в нынешней церемонии вручения Grammy можно было сосчитать по пальцам, и в их число не входит выступление Леди Гаги, которая исполнила новую песню «Born This Way», выбравшись из полупрозрачного «яйца». Тем не менее певица увезла из Staples Center три награды. «Когда я писала «Born This Way», я представляла себе, как ее поет Уитни Хьюстон»,— сообщила публике Леди Гага. Си Ло Грин, пролетевший мимо главных номинаций Grammy со своей песней «Fuck You», предстал перед зрителями в образе «черного Элтона Джона» — за роялем, в перьях и стразах. Компанию ему составили куклы из «Маппет-шоу» и актриса Гвинет Пэлтроу. Получить удовольствие от этого номера зритель мог, только если предварительно посмотрел, как госпожа Пэлтроу исполняла песню Си Ло Грина в сериале «Хор» (Glee). Но судя по тому, что фрагмент с поющей актрисой набрал в YouTube 12 млн просмотров, во время церемонии Grammy у экранов тоже многие смеялись. Боб Дилан проскрипел ставшую в 1965 году символом протестного фолк-рока песню «Maggie's Farm» под аккомпанемент сборной героев фолка, абсолютное большинство которых в 1965 году еще не появились на свет. Уже много лет Боб Дилан выступает на сцене сидя за клавишными, поэтому непривычно было видеть его не в профиль за электроорганом, а в образе полноценного фронтмена. Самым сильным выступлением вечера стал выход Мика Джаггера, исполнившего песню «Everybody Needs Somebody To Love» в память о ее ушедшем из жизни авторе — соул-певце Соломоне Берке. 67-летний фронтмен The Rolling Stones магнетизировал зал и буквально гонял по сцене продюсера и гитариста Рафаэля Саадика. Отметим, что в номинациях, упоминанию которых не нашлось места в ходе церемонии в Staples Center, также отличились рок-классики. Так, Пол Маккартни получил Grammy за исполнение битловской песни «Helter Skelter» на альбоме «Good Evening New York City». В рок-номинациях также отмечены Эрик Клэптон, Нил Янг, Роберт Плант, Джефф Бек, Muse, Оззи Осборн и недавние гости Москвы Iron Maiden. Есть вещи, недоступные для понимания людей, находящихся вне музыкальной индустрии США. Так, например, объект нескончаемых шуток — разница между номинациями «Песня года» и «Запись года». На нынешней церемонии по этому поводу шутил Дэвид Леттерман. Но объяснить толком эту разницу, похоже, как и теорию относительности, могут только посвященные самого высокого уровня. Как бы то ни было, в обеих номинациях победили выдвиженцы кантри-цеха — группа Lady Antebellum. Они и стали триумфаторами, собрав в общей сложности пять Grammy. В классическом секторе Grammy еще лет пять-шесть назад задавали тон релизы гигантов звукозаписывающего рынка — лейблы Deutsche Grammophon, Decca, EMI и так далее. Сейчас ситуация качественно изменилась: несколько сдувшимся мейджорам составляют крайне жесткую конкуренцию расторопные независимые лейблы, прекрасно себя чувствующие в новых рыночных условиях. Более того, крупные оркестры норовят обзавестись своими собственными лейблами, так удобнее,— вот и наш Мариинский театр не отстает. Правда, заявленный в двух классических номинациях («Лучшая запись оперы» и «Лучшее современное сочинение») диск лейбла Mariinsky с оперой Родиона Щедрина «Очарованный странник» не получил ничего. Приз за лучшую запись оперы достался другой вещи из разряда современной классики, «Любви издалека» Кайи Саарьяхо в исполнении Кента Нагано и Deutsches Symphonie-Orchester Berlin. А вот среди сольных вокальных альбомов отмечена, напротив, старинная музыка — посвященный певцам-кастратам диск Чечилии Бартоли «Sacrificium». Но зато вожделенный приз в главной номинации, «Лучший классический альбом», достался записи «Реквиема» Верди, сделанной Риккардо Мути и Чикагским симфоническим оркестром и выпущенной собственный лейблом этого оркестра, CSO Resound. Здесь в четверке вокалистов есть имена знаменитых певцов, числящихся солистами Мариинского театра, но куда более интенсивно работающих на Западе,— Ольги Бородиной и Ильдара Абдразакова. Эта же запись за работу Чикагского симфонического хора премирована и в хоровой номинации. (Пусть читатель судит сам, соответствует ли эта диспозиция подхваченному новостными лентами восторженному кличу — «Солисты Мариинского театра получили две Grammy».) Релиз, в котором «русский след» присутствует уже скорее в публицистическом ключе,— запись симфонии N 4 Арво Пярта, посвященной Михаилу Ходорковскому,— тоже ничего не получил. В композиторской номинации, где состязались и Родион Щедрин, и Ханс-Вернер Хенце, и тот же Пярт, победил куда менее известный за пределами Америки Майкл Доэрти. Запись его фортепианного концерта «Deus Ex Machina» и симфонии «Metropolis» (вдохновленной — внимание! — комиксами о Супермене) получила «граммофончик» и в номинации «Лучшая работа оркестра». То есть, говорят нам, никому не известный маэстро Джанкарло Гуэрреро во главе Нэшвиллского симфонического оркестра затмил и Мариса Янсонса с Concertgebouw, и Пьера Булеза с Чикагским симфоническим оркестром. Как — непонятно, но, с другой стороны, такие парадоксы на Grammy случаются что ни год.

По сообщению сайта Коммерсантъ