Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Пить или не пить

Дата: 15 февраля 2011 в 10:10

Доставка питьевой воды в Алматы

Специалисты считают, что в большинстве районов Алматы водопроводная вода пригодна для питья. Однако потребление бутилированной воды в южной столице с каждым годом увеличивается. Аналитики Business Resource выяснили, какую воду продают на нашем рынке и кто ее пьет.

По данным, предоставленным Агентством РК по статистике, потребление питьевой воды в емкостях различного объема повышается с каждым годом. Рынок производства и доставки питьевой воды в оборотной таре 18,9 л (19 л; 18,9 л = 5 галлонов), или так называемый рынок питьевой воды home and office delivery, также растет с начала 2000-х.

Зухра Джабраилова, начальник отдела продаж бутилированной воды ТОО «Компания Обис», говорит: «Еще несколько лет назад на рынке было не более 10 компаний, производящих питьевую воду и дистрибьютирующих ее в оборотной таре, сегодня таких компаний около 30. Это значит, что спрос есть и он будет расти».

Наиболее крупными игроками на рынке питьевой воды в оборотной таре являются следующие компании (расположены в алфавитном порядке):

– ТОО «Комета» с торговой маркой (ТМ) Calipso и ТОО «Express-Water» с ТМ Alsu, входящие в одну группу компаний

– ТОО «Компания Обис» с ТМ «Серебряная»

– ТОО «Напитки на дом» с ТМ Sevens water

– ТОО «Falls of life company» с ТМ «Тибетская»

– ТОО «Golden Rill Trade» с ТМ «Хрустальная» и «H2O»

(ТОО «Golden Rill Trade» является крупным производителем питьевой воды, однако его доля на рынке воды именно в оборотной таре является небольшой.)

К средним можно отнести:

– ИП «Завьялова Н.В.» с ТМ New Water

– ИП «Кристалл» с ТМ «Родничок» и др.

– ИП «Хатаев» с ТМ «Алтын Су»

– ИП «Aqua Domini» с ТМ Aqua Domini

– ТОО «Bioenergy Corporаtion» с ТМ Bioenergy

К небольшим относятся такие, как:

– ТОО «Вода Angel» с ТМ Angel

– ИП «Кенжалиева Ж.Х.» с ТМ «Каусар» и др.

– ТОО «Aqua Viva» с ТМ Aqua Viva

– ТОО «Revaka LLC» с ТМ «Акбулак»

– ТОО «Water Life-Co» с ТМ Water Life-Co

Объем производства и доставки воды в оборотной таре оценить крайне сложно. Небольшая компания производит и продает до 3 тыс. бутылей воды в месяц. Машин по доставке в средних и мелких компаниях задействовано порядка 5-10 единиц, в крупных – до 50. Каждая машина делает до 30-40 доставок ежедневно. Доля офисных доставок – порядка 70%, доставок для домохозяйств – около 30% (в некоторых компаниях это соотношение – 60:40 или 80:20). Объем доставки в компанию с численностью персонала порядка 20 человек достигает 100 бутылей в месяц, в средние домохозяйства – от 5 до 10 бутылей в месяц.

Стоимость питьевой воды в оборотной таре с доставкой колеблется от 400 до 700 тенге за 19 л, а при условии самовывоза может снижаться на 10-40%. Высокая цена на продукцию характерна для крупных игроков-производителей, она обусловлена известностью бренда, стоимостью производства, технологическим процессом и маркетинговыми вложениями. Они же и некоторые средние компании, предоставляя возможность самовывоза воды, продают ее по той же цене, что и воду с доставкой, декларируя «бесплатность доставки».

Как правило (но не всегда), производитель воды в оборотной таре самостоятельно занимается ее дистрибуцией. У каждого производителя своя маркетинговая политика, она может различаться для корпоративных и для частных клиентов: гибкий прайс-лист и бонусные программы в виде оборудования для использования воды (диспенсеры) – то и другое одновременно или на выбор. При предоплате цена может снижаться от 5% за 5-10 бутылей до 25% за 100 и более бутылей. Для корпоративных клиентов могут разрабатываться индивидуальные планы по оплате.

Себестоимость бутыли питьевой воды в оборотной таре складывается из следующих основных затрат (в зависимости от источника – скважина/ водопровод/ открытый источник):

– стоимости бурения/ покупки/ аренды скважины (бурение глубинных скважин 300-500 м стоит от $100 до 300 за метр (включая прокладку труб);

– стоимости насосного оборудования – от нескольких тысяч долларов до десятков тысяч долларов;

– стоимости оборудования для очистки воды и накопительного оборудования – от нескольких десятков тысяч долларов до сотни тысяч в зависимости от типа и производительности оборудования;

– стоимости линии по розливу воды (туда же входит внешняя и внутренняя очистка и дезинфекция тары) – от нескольких тысяч до сотни тысяч долларов в зависимости от типа, производительности оборудования и страны-производителя;

– затрат на маркетинг;

– доставки воды;

– оплаты работы сотрудников (в небольших компаниях количество сотрудников не превышает 5-10 человек, включая операторов линии розлива, административный персонал и службу доставки).

По словам главного менеджера компании-дистрибьютора промышленных систем для очистки воды ТОО «Bioenergy Corporation» Оксаны Черненькой, в целом затраты на минимальный комплект оборудования для производства питьевой воды в оборотной таре составят $20-30 тыс. (при использовании водопроводного источника). Оборудование высокой производительности, включающее в себя очистку обратным осмосом и дезинфицирование, например, озоном, может стоить до сотен тысяч долларов.

По мнению менеджера по продажам ТОО «Golden Rill Trade» Гульсины Исхаковой, стратегия новых на рынке компаний – это снижение себестоимости продукции за счет: 1) источника сырья (водопроводная вода вместо артезианской из скважины); 2) использования более дешевого оборудования и технологий (например, при очистке воды используются несколько фильтров вместо многоступенчатой системы очистки с технологией обратного осмоса). Комментируя позицию крупных производителей, их малые конкуренты отвечают, что питьевая вода, которую они производят, отвечает всем санитарно-эпидемиологическим нормам в той же мере, что и вода, произведенная на более дорогом оборудовании и с применением особых технологий. В конце концов, она имеет такой же сертификат качества, который удостоверяет соответствие продукта существующим стандартам и, следовательно, его безопасность.

Часть компаний в качестве источника используют артезианскую воду с больших/ средних глубин (250-500 м) и малых (до 100 м). Средние и малые компании в большинстве случаев в качестве источника используют водопроводную воду.

Питьевая вода, производящаяся для продажи в оборотной таре, является столовой питьевой водой, что означает, что вода пригодна для ежедневного применения, содержание солей в ней не превышает 1 грамма на литр воды. Она мягкая, приятная на вкус, без постороннего запаха и привкуса.

Производство и продажа питьевой воды регулируется специальными санитарными нормами. Если источником воды является артезианская скважина, то у производителя должна быть лицензия на недропользование. Оборудование по производству и сама продукция должны иметь сертификат качества.

Анализ воды производится в специальных сертификационных центрах. (Центр санитарно-эпидемиологической экспертизы г. Алматы. 050002, г. Алматы, пр. Жибек жолы, 3. Тел. 8 (727) 382 35 65, факс 8 (727) 382 35 30, e-mail: gucsee@cseealmaty.kz, http://www.cseealmaty.kz. РГКП «Научно-практический центр санэпидэкспертизы и мониторинга». Алматы, ул. Ауэзова, 84. Тел. 8 (727) 375 61 55.) «Мы делаем анализ качества воды, как минимум, раз в месяц, но бывает и чаще – это зависит от того, находим ли мы качество воды неудовлетворительным на данный момент, или, например, когда подходит срок замены фильтра», – говорит Азиз Ушурбакиев, заместитель гендиректора ТОО «Вода Angel».

Кроме того, каждая компания согласно санитарно-эпидемиологическим нормам ежегодно должна предоставлять на сертификационный анализ добываемую и производимую воду для обновления сертификата качества.

Госорганом, выполняющим контрольные и надзорные функции в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, является департамент Комитета государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава РК по г. Алматы.

(Департамент Комитета государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Республики Казахстан по г. Алматы. 050002, г. Алматы, пр. Жибек жолы, 5. Телефон доверия 8 (727) 382 35 15, факс 8 (727) 382 35 56, e-mail: gorseu_almaty@mail.ru, gorseu@mail.kz, http://www.dgsen-almaty.kz.)

Промышленная очистка воды производится 1) на базе многоступенчатой фильтрации или 2) по технологии обратного осмоса, которая является доминирующей на рынке производства питьевой воды. Принцип обратного осмоса состоит в том, что вода под высоким давлением пропускается через полунепроницаемую мембрану, через которую могут пройти только молекулы воды, а все микроорганизмы и растворенные в воде соли задерживаются. После очистки вода минерализуется, обеззараживается ультрафиолетовым излучением или озонированием. Озонирование – процесс довольно дорогостоящий, поэтому его используют только часть компаний. Большинство малых компаний используют в качестве финишной очистки угольные фильтры и ультрафиолетовое обеззараживание.

«Компания Обис» производит ионизацию готовой питьевой воды серебром в целях придания воде дополнительных бактерицидных свойств. Г-жа Джабраилова рассказывает, что главное отличие воды после ионизации серебром от воды, обеззараженной только ультрафиолетом или озонированием, состоит в том, что вода получает некое дополнительное свойство, наделяющее саму воду бактерицидными качествами. Эти свойства позволяют сохранять чистоту и безопасность воды при соприкосновении с различными емкостями (посуда, одноразовые стаканы) и с деталями диспенсера, которые могут не очищаться регулярно.

Сохранить качество воды со времени ее производства и до начала использования (в открытой емкости эффект обеззараживания от ультрафиолета сохраняется в течение 20 минут, после озонирования – в течение нескольких дней) позволяет специальная тара. 19-литровая оборотная тара, используемая для хранения и доставки воды, сделана из поликарбоната, материала, с которым вода не вступает в химическое взаимодействие. Производится такая тара на территории Казахстана только одной компанией – ТОО «Golden Trill Trade», ТМ «Хрустальная» и «H2O». Кроме нее на рынке оборотной карбонатной тары представлена продукция омского завода. Емкости отличаются друг от друга наличием ручки на бутылке российского производителя. Жизненный цикл такой тары составляет до 50 оборотов. Кроме поликарбонатной тары используется и полиэтилентерефталат, так называемые ПЭТ-бутылки, они дешевле поликарбонатных, но менее прочные, плохо подходят для длительного хранения воды, и срок их службы – до 30 оборотов.

По словам Анатолия Белоусова, начальника производства ТОО «NurSu Plus» (компания занимается изготовлением локальных станций очистки воды для поселков), жители нижней части Алматы обеспечены недостаточно пригодной для питья водой. Бытовые методы очистки воды (отстаивание, кипячение, фильтрация с помощью простейших бытовых фильтров) очищают воду частично или незначительно. Поэтому он рекомендует обязательно очищать воду серьезными фильтрами с многоступенчатой системой фильтрации или с технологией обратного осмоса (как правило, такие системы очистки находятся в верхнем ценовом сегменте бытовых фильтров).

Статья публикуется в сокращении. О том, что представляет собой сервис по доставке питьевой воды, сколько стоит вода у разных производителей и дистрибьюторов, а также каковы перспективы развития этого рынка читайте на сайте www.profinance.kz в рубрике «Аналитика».

№4-11.02.2011


Вы можете прокомментировать эту статью.

По сообщению сайта Бизнес & Власть