Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Не на равных

Дата: 15 февраля 2011 в 10:40

Учить бизнесу в Казахстане становится выгодно

Спрос на бизнес-образование в Казахстане ежегодно увеличивается на 20%, и 2011-й не станет исключением. Останется ли прежней стоимость обучения и соответствует ли качество обучения в казахстанских вузах мировым стандартам? Эти и другие вопросы обсуждались в начале недели на круглом столе «Современное бизнес-образование – итоги десятилетия», организованном Международной академией бизнеса.

Интересно, что точного определения бизнес-образованию участники круглого стола так и не нашли, но зато сошлись во мнении о необходимости реформ в образовательной сфере.

Как отметил декан департамента MBA Международной академии бизнеса Ерик Карибджанов, бизнес-образование – это продукт, направленный на профессиональный рост управленцев высшего и среднего звена. По его словам, в этом году рынок начнет расти, восстанавливая докризисные позиции. «В 2011 году повысится спрос на профильную магистратуру, что связано с потребностями рынка труда и открывшимися возможностями трудоустройства. Будет спрос и на программы МВА, как на казахстанские, так и на международные», – сказал он «&». Также г-н Карибджанов прогнозирует рост стоимости обучения на бакалавриате. «Стоимость не станет повышаться в период реформирования, но через год может увеличиться на 50%», – отметил он.

Сокращение же количества университетов в стране повысит качество образования в отечественных вузах, уверен г-н Карибджанов. Но для преодоления дистанции с другими странами, считает специалист, понадобится не один год, и необходимы меры со стороны государства. В развитии бизнес-образования Казахстан отстает от европейских стран лет на 20, от России – на три-четыре года, констатировал собеседник. Он связал это с трудностями адаптации казахстанцев к западным программам обучения. «Если в России споров по поводу западной теории не возникает, то у нас в стране западная теория вначале перерабатывается, затем редактируется якобы под местный менталитет и потом уже запускается», – объяснил г-н Карибджанов.

«Бизнес-образование – это достижение гражданином установленных государством образовательных уровней в сфере бизнеса» – такое определение дал глава Института директоров Сергей Филин. Эти уровни, по его словам, существуют в функциональных областях – менеджменте, маркетинге, финансах и др. Но, по мнению консультанта, бизнес-образования в Казахстане как системы нет. «Есть отдельные вузы, которые дают более или менее сносное образование. Их не больше пяти на всю страну», – конкретизировал г-н Филин. Он считает, что отечественное бизнес-образование находится на крайне низком уровне. «Государство в лице соответствующего ведомства оказалось неспособным обеспечить качество обучения. Это приводит к тому, что ежегодно тысячи молодых людей уезжают учиться за рубеж. Большинство из них никогда не вернутся», – сетует он. Кроме того, г-н Филин считает, что росту рынка бизнес-образования в стране препятствует чрезмерное регулирование со стороны Министерства образования и науки. «Во-первых, сегодня вузы работают как коммерческие организации, для них «прибыль прежде всего». Во-вторых, Казахстан один из первых среди стран, в которых наблюдается дефицит преподавательских кадров и крайне низкое качество обучения», – аргументировал он. На его взгляд, чтобы решить эти проблемы, необходимо отменить дипломы государственного образца. «Вузы должны выдавать собственные дипломы и гарантировать или не гарантировать качество собственным именем. В этом случае конкуренция быстро расставит все на свои места и не будет необходимости принимать политические решения о сокращении количества вузов в стране. Аккредитацию вузов должны проводить независимые иностранные эксперты – это повысит прозрачность данного процесса», – предложил он.

Г-н Филин также отметил несколько положительных моментов. Так, по его мнению, заметно возросло стремление топ-менеджеров казахстанских компаний получить бизнес-образование. «Если 15 лет назад существовала одна программа МВА на весь Казахстан, то сейчас как минимум шесть вузов предлагают подобные программы, вдобавок растет спрос на дистанционные программы высших заведений всего мира», – уточнил он. Что касается стоимости бизнес-обучения в Казахстане, то г-н Филин считает, что в связи с сокращением количества вузов она будет расти параллельно инфляции. Он не думает, что цена предложения будет опережать платежеспособный спрос.

Желая услышать мнение по этому вопросу эксперта со стороны, «&» обратился к официальному представителю Академии бизнес-технологий Светлане Нуртазиной. Под бизнес-образованием она в первую очередь понимает обучение в академическом образовательном учреждении, например магистратуре и докто­рантуре по бизнес-направлению. По ее мнению, потребность в бизнес-образовании в Казахстане в этом году в целом останется на том же уровне. Хотя, по ее наблюдениям, повышается спрос на услуги бизнес-школ и вузов со стороны руководителей предприятий.

«Большая востребованность будет у зарубежного бизнес-образования, так как пока еще отечественный рынок не готов предоставить высокое качество образования на всех его стадиях. Рост этого рынка необходимо стимулировать, даже навязывать», – считает г-жа Нуртазина.

Айгуль Касенова

№4-11.02.2011


Вы можете прокомментировать эту статью.

По сообщению сайта Бизнес & Власть