Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

НГ: Киев рубит морской узел в отношениях с Москвой

Дата: 15 февраля 2011 в 16:11

Украина и Россия планируют до апреля текущего года решить одну из самых давних, острых и сложных двусторонних проблем — установления морских границ. Представители внешнеполитических ведомств, проводящие абсолютно закрытые для прессы переговоры на эту тему, не говорят, на чем будет строиться компромиссное решение. Эксперты предполагают, что уступки будут взаимными и что они могут выйти за рамки вопроса о госграницах, пишет российское издание «Независимая газета».

Как известно, до сих пор позиция украинской стороны сводилась к необходимости признания госграницы по линии административного размежевания советских времен — между Крымской областью УССР и Краснодарским краем РСФСР. Это означало бы, что Керчь-Еникальский канал, по которому суда проходят из Черного моря в порты Азовского и Каспийского морей, отошел бы Украине. Аргументы Киева подкреплены старыми картами Генштаба СССР. Однако российская сторона ранее отказывалась принимать их в расчет, ссылаясь на юридический факт: во времена СССР административные границы между союзными республиками не устанавливались по акватории внутренних морских вод. Поэтому Москва предлагала разделить судоходный канал по срединной линии.

Переговоры давно зашли в тупик и усложнились множеством сопутствующих проблем, которые стороны пытались решать временными мерами. Например, в 2003 году, когда был подписан украинско-российский Договор о госгранице, удалось определить только ее сухопутную линию, а спорный вопрос о морских границах решили, придав Азовскому морю и Керченскому проливу статус внутренних вод двух государств.

Но без окончательного урегулирования морской проблемы российская сторона отказывалась довести до конца и разграничение территорий двух государств по суше. А неурегулированность пограничных вопросов тормозит сближение Украины с Евросоюзом. Кроме того, проблема блокирует один из амбициозных украинско-российских экономических проектов — по совместной разработке шельфа Черного моря: без определения, какие месторождения на чьей территории расположены, невозможно ни подписать документы, ни начать работы по добыче нефти и газа.

Поскольку проблема вышла за рамки спора о границах, Виктор Янукович потребовал от чиновников активизировать переговоры. На прошлой неделе в Киев прибыла делегация российского МИДа во главе со спецпредставителем президента РФ по вопросам делимитации и демаркации государственной границы РФ с сопредельными государствами — членами СНГ Александром Головиным.

Официально внешнеполитические ведомства не комментируют ход переговоров. Неформально чиновники отмечают, что окончательного варианта решения нет, ситуация на переговорах меняется. «Но самое главное, что мы настроены найти взаимоприемлемое решение с учетом интересов обоих государств», — сказал один из них. Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский считает, что об итогах переговоров говорить рано: «Это всегда компромисс». Эксперт уверен, что украинской стороне придется пересмотреть свою позицию относительно единоличного контроля над проливом.

Замдиректора Центра им. Разумкова Валерий Чалый согласен, что совместный контроль над судоходством в Керчь-Еникальском канале может стать разумным компромиссом. Он подтвердил, что в таком случае украинская сторона понесет экономические потери, лишившись дохода от сборов с российских судов. «Но гораздо важнее не зайти за красную линию в вопросе определения линии морских границ. Если мы откажемся от прежней позиции, что границы следует провести по административной линии советских времен, то возникнет вопрос о суверенитете и территориальной целостности», — сказал он, добавив, что скорее всего дипломатам удастся избежать создания опасного прецедента. Чалый допускает, что Киев, получив уступку с российской стороны в вопросе морских границ, согласится на дополнительные условия вроде подписания соглашений, позволяющих модернизировать технику и вооружения Черноморского флота РФ.

Один из украинских чиновников отметил, что сейчас речь идет о пакете взаимосвязанных документов, которыми планируется провести линию границ согласно требованиям украинской стороны и при этом предусмотреть не только совместное равноправное использование судоходного канала, но и право российского запрета на проход судов третьих стран. Он отметил, что для РФ важно гарантировать, чтобы в зоне российских стратегических интересов не появились корабли НАТО. «До апреля, думаю, все решим», — сказал чиновник.

Тем временем украинская оппозиция выразила обеспокоенность в связи с тайными переговорами, о которых сообщили СМИ. Вчера по требованию фракций Блока Юлии Тимошенко и «Нашей Украины — Народной самообороны» было принято решение вызвать министра иностранных дел Украины Константина Грищенко 18 февраля с отчетом в парламент. Депутаты требуют публично объяснить, в чем заключаются компромиссные решения и как будет определена линия морских границ между Украиной и РФ.

По сообщению сайта Подробности.ua