Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Чарли и Купидон

Дата: 15 февраля 2011 в 18:21

Флюра Мусина
Гульжан Туткибаева вписала яркую страницу в исполнительское искусство балетного театра Казахстана. Народная артистка и бесспорная прима ГАТОБа имени Абая, она ушла со сцены в зените творческих сил. Казалось, танцевать и танцевать этой сильной и техничной балерине еще с десяток лет. Но бескомпромиссность — одно из решающих качеств балерины. Сегодня она также всей душой отдается любимому искусству балета как педагог-репетитор и как балетмейстер. О последней ипостаси хочется поговорить отдельно, особенно после прошедшего недавно в театре вечера ее одноактных балетов «Сюита в стиле антико» и «Чарли»

— Гульжан, балерине трудно решиться на постановку балета?
— Не могу сказать, что легко, но ведь решение пришло не в один день и не на пустом месте. Я получила балетмейстерское образование еще когда танцевала на сцене. Мой мастер, народный артист Казахстана Заурбек Молдагалиевич Райбаев, учил мыслить образами. А когда покинула сцену, трудно было не думать о режиссуре: так хотелось выразить в танце то, что волновало душу!
— В один вечер идут два совершенно разных балета: один — тонкая стилизация, этакая пасторальная картинка в духе Антуана Ватто, а второй — яркая буффонада, в центре которой драма Артиста. Так было задумано Вами?
— Просто хотелось попробовать свои силы в разных приложениях. «Сюита в стиле антико» навеяна сонетами Шекспира, а точнее, тремя сонетами о Купидоне и шаловливых нимфах, которые похитили его факел, зажигающий огонь в сердцах влюбленных. Я была очарована музыкой Альфреда Шнитке, его «Сюитой в старинном стиле», перед глазами сразу возникли изящные образы, словно фарфоровые статуэтки, вязь кантиленных движений рук, острые стопы. В музыке Шнитке, современного композитора, такая тонкая стилизация под старинную пастораль, мне хотелось передать это в движениях.
Балетмейстеру, несомненно, удалось это сделать. На сцене, словно ожившая пасторальная картинка, балет идет в чудесных декорациях главного художника О. Жанбаршиева, и хотя место действия не меняется и на протяжении всего балета это все та же полянка под раскидистым дубом, световая партитура спектакля чутко реагирует на все перипетии сюжетной линии. Шаловливые нимфы резвятся в танце, балетмейстер чутко слышит музыку, следуя за ней и в то же время наполняя монотонную менуэтную форму развитием драматургического действия.
«Бог Купидон дремал в тиши лесной,
А нимфа юная у Купидона
Взяла горящий факел смоляной
И опустила в ручеек студеный»
— Выбирая пластику для танца, Вы отталкивались от античных изображений, если следовать названию?
— Скорее, от романтической живописи XVIII века. Но мне хотелось подчеркнуть и античные мотивы, а некоторые позы цитируют изображения с древнегреческих амфор. Думаю, в этом нет противоречия, ведь известно, что романтизм корнями уходит в античность. Я вообще очень тщательно подхожу к любому делу и прежде чем приступить в постановке изучила огромное количество материала.
— Второй спектакль, «Чарли», гораздо ближе к нам по времени и это не стилизация...
— Да, это начало ХХ века, и в центре спектакля — личность Артиста. Я назвала его Чарли, и внешность героя — палочка, усики, своеобразная походка — отсылают к образу великого Чаплина. Но никаких параллелей с жизнью знаменитого комика я проводить не пыталась. Тем более, это не балет о Чарли Чаплине, это спектакль о судьбе Артиста, о его сомнениях, вечном поиске, о страхе перед сценой и о невозможности отказаться от нее. О великом счастье быть Артистом...
«Чарли» — это балет-символ, балет-образ. Мир — это театр, провозглашает автор балета, и в спектакле сцена буквально делится на две половины. По одну сторону занавеса — аплодисменты, свет софитов, цветы и вечный праздник, по другую — рабочие будни, интриги, неразделенная любовь и придирки директора театра. Остроумное сценическое решение художника В. Кужеля и позволяет использовать принцип симультанности, когда действие происходит одновременно на двух половинках сцены. Действие не останавливается, герой существует в двух реальностях: вот, отплясав канкан, он ныряет в щель занавеса и оказывается за кулисами, маска комика стекает с лица, под ней боль и отчаяние. Один поворот сцены — и снова он веселит почтеннейшую публику.
— Вы использовали в балете «Чарли» музыку Дмитрия Шостаковича, его 9-ю симфонию. Вы слышите в ней все заявленные темы истории об Артисте?
— 9-я симфония, как известно, была написана Шостаковичем по заказу, к Дню Победы над фашизмом. Но не прошла сталинской цензуры, было сказано, что симфония «не про то». А на самом деле, это одно из самых легких и радостных произведений Шостаковича. И здесь явно слышится победа духа человеческого над всем, что мешает ему воспарить, мешает творчеству. Многие музыкальные критики подчеркивали, что в этой музыке звучит тема творчества, тема Артиста, дух и волю которого невозможно сломить никакими запретами и гонениями. Именно эту мысль я взяла за основу. И потом Шостакович очень «танцевальный» композитор, его музыка необыкновенно выразительна и пластична, очень яркая по форме. Все сцены в варьете как будто специально написаны для танца.
— Два одноактных балета — это только первые пробы пера? Вы планируете и дальше радовать зрителей новыми постановками?
— После дипломного спектакля это мой балетмейстерский дебют на сцене нашего театра, и я очень рада, что спектакль занимает свое место в репертуарной афише. Мысли о постановках, конечно, есть, есть тема, которую я вынашиваю уже не первый год. Как всегда, я стараюсь подойти к работе совершенно готовой, изучаю материал, даже посетила места, связанные с этой темой, чтобы впитать атмосферу, культуру страны. Внутренний творческий процесс остановить невозможно, и я думаю, когда обстоятельства сложатся благоприятно, мне удастся поставить свой следующий спектакль. А о результате будут судить зрители.

Досье «НП»
Гульжан Туткибаева — народная артистка Kазахстана.
Прима-балерина ГАТОБа имени Абая. В настоящее время педагог-репетитор в родном театре, заведует кафедрой хореографии в Академии искусств имени Жургенова.
После окончания московского хореографического училища два десятилетия была блистательной солисткой балетной труппы ГАТОБа имени Абая.
Станцевала весь классический и современный репертуар театра. Дипломант международных конкурсов в Москве, Варне и Джексоне. Лауреат фестиваля классического танца «Приз традиций».
Балетмейстер-постановщик спектаклей «Сюита в стиле антико», «Чарли», танцев к опере «Абылай хан».

По сообщению сайта Новое поколение