Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Машинам припишут кредитную историю

Дата: 15 февраля 2011 в 23:30 Категория: Новости экономики

Машинам припишут кредитную историю

В России будет создана система регистрации кредитных автомобилей и другого движимого имущества. Это поможет бороться с мошенничеством в автокредитовании, когда перепродается залоговый автомобиль. Вся информация о залогах будет храниться в Бюро кредитных историй, где граждане за 300 рублей смогут получить справку об автомобиле. Эксперты утверждают, что пользоваться такой системой будет неудобно.

Минфин подготовил проект федерального закона «О регистрации уведомлений о залоге или об ином обременении движимого имущества», направленный на создание базы данных всего авто — и мото — транспорта, заложенных в банке. Основной эффект законопроекта направлен на систему автокредитования, в которой ежегодно мошенническим путем перепродается автомобилей на несколько млрд рублей, рассказал «Газете.Ru» вице-президент Ассоциации региональных банков России Олег Иванов.

Обычно мошенник действует по стандартной схеме. Он оформляет в банке автокредит под залог автомобиля. Затем якобы теряет паспорт транспортного средства (ПТС) и приходит в ГИБДД, где восстанавливает документы.

По документам такой автомобиль выглядит как абсолютно чистый – без залогов. После сделки первый заемщик исчезает. Вторичный владелец, в свою очередь, автоматически оказывается недобросовестным приобретателем, потому что он купил автомобиль, обремененный залогом банка. Банк, который долго не получает выплат по залогу, направляет взыскание на автомобиль, а приставы накладывают на машину арест. У владельца забирают купленный автомобиль, который передается банку. После этого между вторичным приобретателем и банком начинаются судебные тяжбы. Однако в 9 из 10 случаев банк отсуживает этот автомобиль, поскольку права на машину принадлежат ему как залогодержателю. При этом найти мошенника практически невозможно, потому что в таких ситуациях кредит оформляется, как правило, на чужой паспорт.

«Ко мне лично обращались граждане, которые покупали автомобиль, и потом оказывалось, что он находится в залоге – купили у мошенника, — рассказал «Газете.Ru» член комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. — Если не будет информации об этих залогах, то проблему не решить». Чтобы избежать подобных махинаций, создается система регистрации залогов движимого имущества, 90% которого составляют автомобили.

Всю информацию о залогах банки будут направлять в Бюро кредитных историй (БКИ). Перед тем как купить автомобиль, гражданин должен будет послать запрос в одно из бюро, откуда ему уже пришлют справку о кредитной истории автомобиля.

Выписка предоставляется в течение суток по электронной почте или на бумажном носителе. При этом из закона следует, что процедура эта для граждан будет добровольной. Однако на основании выписки из БКИ вторичный приобретатель всегда сможет подтвердить, что проверил историю автомобиля. «И тогда на ваше право собственности покуситься никто не может», — поясняет Олег Иванов. — Но если не проверите автомобиль, то могут наступить негативные последствия».

«Вся система БКИ была спроектирована в 2004 году таким образом, чтобы с ними, прежде всего, взаимодействовали банки, — поясняет Олег Иванов. — Они туда отсылают информацию и запрашивают кредитные отчеты, чтобы убедиться, есть ли у человека долг». В России действует около полусотни БКИ. Поэтому, чтобы получить информацию о кредитной истории автомобиля, покупателю придется обратиться в каждое БКИ, говорит Олег Иванов.

За одно такое обращение БКИ вправе взимать плату в размере не более 300 рублей, говорится в проекте ФЗ. Разработчики законопроекта считают, что, скорее всего, автомобиль, приобретенный в одном регионе, вряд ли будет продаваться в другом.

«У нас страна большая и это реально может создать проблемы, нужна единая база данных, — отмечает, в свою очередь, депутат Анатолий Аксаков.

Кроме того, МВД в лице ГИБДД уже реализует поручение правительства и пишет новый законопроект о регистрации автомобилей. В соответствии с этим законом ведомство должно будет создать федеральную информационную базу данных всех зарегистрированных автомобилей и обеспечить открытый онлайн доступ к этой базе. Также в рамках этой базы планируется регистрация всех возможных обременений, возлагаемых на автомобиль судом, кроме информации по залогам. «Получается, что даже если предположить, что где-то БКИ ведут историю базы данных, то этой базы будет не достаточно – надо будет залезть еще на ресурс МВД – не наложил ли госорган какое-то обременение на этот автомобиль, — говорит Иванов. — Вместо принципа одного окна получается принцип 101 окна. У нас предлагается все это распылить». Как регистрация БКИ будет работать вместе с базой данных ГИБДД – также пока неясно.

«Правительство не понимает, как это должно быть устроено, чтобы было удобно и на практике работало, — рассуждает Олег Иванов. — МВД понимает, как работает система регистрации, но не занимается залогами. Минфин увлекся наделением БКИ новыми правами, а что от этого получит гражданин – это выпало из поля зрения законотворцев».

Между тем, Ассоциация региональных банков подготовила свою концепцию и предлагает интегрировать базу данных МВД и информационную систему, которую будет вести БКИ. Все данные предлагается размещать в интернете и сделать доступ к ней бесплатным. «Это должно быть в он-лайн режиме и человек не должен платить за это, должно быть бесплатно, — говорит депутат Аксаков. — Если мы это возложим на рядового гражданина, многие из которых даже не знают, что такое БКИ, то мы проблему не решим», — считает Аксаков.

В Минфине оперативно свой законопроект прокомментировать не смогли.

По сообщению сайта Газета.ru