Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Технологии — в банкинг!

Дата: 16 февраля 2011 в 03:10 Категория: Новости экономики

Будущее банковского дела – в интернете, мобильных телефонах и других современных каналах продаж. К этому пришли все участники XI Международного форума iFin-2011, прошедшего 8-9 февраля в Москве. В течение двух дней посетители форума могли ознакомиться с самыми современными достижениями в области электронного финансового сервиса и технологий. Речь шла и о различных системах дистанционного банковского обслуживания, об интернет-банкинге и мобильном банкинге, об онлайн-расчетах, и об интернет-трейдинге, и о фронт-офисных системах, и об электронных платежных инструментах, а также о сетях финансового самообслуживания и т.д. По сути, форум охватил большинство вопросов, относящийся к созданию, развитию, продвижению и использованию современных электронных финансовых услуг и технологий.

Каналы продаж

Число банковских пользователей достигает порядка 30 млн. человек. Причем, реально клиентов у кредитных организаций гораздо больше, так как экспертные оценки делаются исходя из тех пользователей, которые открывает счета, берут ссуды и т.д. По словам Олега Скворцова, заместителя председателя правления банка «Ренессанс Кредит», можно говорить о трех основных направлениях банковских продаж. Во-первых, конечно, банки и филиальные сети. Они никуда не денутся, этот канал всегда будет важным. Причем, сегодня вокруг кредитных организаций строится еще и сеть банкоматов и терминалов. Второе направление – контактные центры, удаленные сервисы, телефонное обслуживание.

И, наконец, третье – интернет. «Это уникальная среда и мощный канал продаж, — говорит Скворцов. – С точки зрения рекламы он является наиболее эффективным, плюс дает возможность не только продавать банковские продукты, но и оказывать клиентам сервисные услуги». То есть с помощью интернета можно стать практически незаменимыми для пользователей. А потенциальных клиентов во всемирной паутине пруд пруди. Взять те же социальные сети, почтовые сайты. Их можно и нужно покорять. При этом, по словам Олега Скворцова, банки, скорее всего, будут развиваться сразу по всем направлениям. Это будет некий «микс» каналов, оптимальное соотношение взаимодействия между этими тремя направлениями.

По словам Андрея Бурдинского, председателя оргкомитета форума iFin-2011, банки проспали рынок электронных платежей с помощью платежных терминалов. Важно, чтобы и с интернет-каналом этого не произошло. Теперь, безусловно, кредитным организациям нужны соответствующие технологии и разработки, чтобы соответствовать современным реалиями. «Продукты должны быть удобны как для клиентов, так и для специалистов банка, — говорит Олег Скворцов. — Конечно, надо также думать о затратах банка, об их оптимизации». Помимо этого, есть еще проблемы с обеспечением безопасности банковских транзакций. Правда, в данном случае вопрос заключается и в юридическом аспекте, и в доверии к банковской системе, в целом.

Платежный кодекс

Несмотря на то, что власти задали банкам вектор движения относительно электронных услуг, вопросов осталось много. Во-первых, небанковские финансовые организации: непонятно, как банкам относиться к ним — дружить или бороться. Во-вторых, мобильный банкинг, который, по сути, не имеет законодательной основы. В-третьих, электронные деньги, которые также не прописаны в каких-либо нормативных актах, и, при этом, представляются весьма опасными с точки зрения разного рода мошенничеств. Да и вообще, не очень понятно, как и где должны учитываться электронные рубли – банковские счета для этого не приспособлены.

Законопроект «О национальной платежной системе» был принят в первом чтении в декабре прошлого года, и к весне ожидается, что он будет одобрен хотя бы во втором чтении. Цель законопроекта – в четком определении понятия «платежная система», а также в законодательном закреплении принципов функционирования таких систем, а также надзора и контроля за их деятельностью. Предмет законопроекта — деятельность и взаимодействие в рамках платежных систем организаций-операторов по переводу денежных средств, включая провайдеров электронных денег, операторов по приему платежей, платежных систем, услуг платежной инфраструктуры (операционных, клиринговых и расчетных центров).

По словам Андрея Емелина, исполнительного вице-президента Ассоциации российских банков (АРБ), в законопроекте затронут правильный вопрос расширения полномочий для банковских платежных агентов. Вопрос о допуске небанковских финансовых организаций на рынок уже не стоит, они функционируют. Однако, теперь вопрос заключается в другом – как они могут принимать платежи от физлиц, в каких юридических формах могут существовать. «Законопроект очень сложный, требует нахождения компромиссов между всеми участниками рынка, — рассказывал недавно Вячеслав Резник, председатель комитета по финансовому рынку Госдумы. — Сейчас над ним работают две независимые группы, одна из групп свою работу практически завершила, вторая тоже близится к завершению, так как сроки поджимают».

«Коммуналка» в банке

Тенденцией сезона стали продукты для банковского обслуживания, дающие клиентам возможность оплачивать услуги целого «пакета» типовых получателей. Это и предприятия сферы ЖКХ, и мобильные операторы, и интернет-провайдеры, и погашение ссуд, и оплата обучения, и многое другое. Банки в данном случае сразу двух зайцев убивают. Во-первых, клиентов становится больше, ведь что ни говори, удобно прийти в банк пополнить счет или погасить кредит, и тут же оплатить все свои счета, налоги или, скажем, штрафы ГИБДД. Во-вторых, банки получают вознаграждение от провайдеров за сбор платежей. В тех же предприятиях ЖКХ суммы получатся немаленькие, учитывая массовый характер операций.

Подобные решения, к примеру, предлагают компании «ФОРС Банковские системы» и «ЕТК-софт». Платежи могут быть приняты через систему дистанционного банковского обслуживания (ДБО) для физических лиц (интернет-банкинг), платежные терминалы самообслуживания, точки приема платежей с кассиром, операционные кассы банка, входные шлюзы и другие источники.

«Доля банков на рынке моментальных платежей стремительно растет, — рассказывает Кирилл Солкан, коммерческий директор «ЕТК-софт». – По оценкам экспертов, число таких кредитных организаций в ближайшее время увеличится вдвое, поскольку им, в отличие от терминальных компаний, не нужно оснащать свои терминалы фискальной техникой». Банкиры и дальше будут укреплять свои позиции на рынке, так как именно им, как наиболее прозрачным для регуляторов структурам, будет значительно проще развивать рынок платежей.

Очень удобное решение предлагает и компания «Диасофт». Комплексный продукт по платежам и переводам без открытия счета от «Диасофт» предназначен для поддержки «сквозных» бизнес-процессов банка по обслуживанию платежей и переводов. При этом, часть процессов настраивается во фронт-офисной составляющей решения (процессы, связанные с обслуживанием клиентов), другая часть – в бэк-офисе (процессы, связанные с учетом проводимых операций, реконсиляцией, взаимозачетом требований, построением оперативной отчетности).

Интересные возможности

И все-таки, каким должен быть продукт нового десятилетия для современного банковского обслуживания?.. Как предложить клиенту не только индивидуальный продукт, но и современный, качественный и в то же время простой и удобный сервис? Как сделать так, чтобы клиент действительно выбрал ваш банк и остался доволен своим решением? На iFin-2011, впрочем, как и обычно, было представлено много интересных продуктов.

Например, Oracle Siebel CRM – многоканальное CRM решение, которое позволяет банку формулировать специальные предложения клиентам, как в пакетном режиме, так и в режиме реального времени. «Использование ДБО при взаимодействии с клиентами позволяет сократить стоимость обслуживания и существенно повысить удобство взаимодействия для самих клиентов», — рассказывает Андрей Сердотецкий, руководитель управления внедрения и сопровождения решений Oracle Siebel.

Фронт-офисная платформа InterBank от R-style Softlab поможет крупным кредитным организациям использовать по максимуму тот самый «микс» каналов продаж, о необходимости которого говорил Олег Скворцов. По словам Дмитрия Лазарева, старшего менеджера отдела продаж компании R-Style Softlab, InterBank дает возможность претворить в жизнь любые бизнес-идеи, связанные с продажей банковских сервисов по различным каналам продаж и обслуживанием клиентов.

Интересное решение iBank 2 также предлагает компания «Бифит». Оно позволяет продвигать и предоставлять все услуги электронного банкинга вкупе (интернет, смс, мобильный банкинг, и др.). По словам Рустама Мустафаева, директора по маркетингу компании «Бифит», в iBank 2 заложен следующий подход для продвижения перспективных сервисов в корпоративном банкинге: предоставить клиенту доступ к дополнительным возможностям при отсутствии даже минимальных усилий с его стороны. Например, по атрибутам документов автоматически классифицировать платежи и предоставить аналитику расходов в наглядной форме. При этом, по его мнению, сегодня можно имеет место быть очень важная тенденция: в сегмент среднего и малого бизнеса (СМБ) «переезжают» многие сервисы, которые раньше были доступны и интересны только VIP-клиентам. Это говорит о том, что сегмент СМБ все-таки развивается, и довольно быстро.

По сообщению сайта Банкир.ру