Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

КЛАССовое неравенство

Дата: 16 февраля 2011 в 03:11

Недавно в Москве впервые в истории лишили аккредитации школу за плохое качество образования. Контрольные работы учеников были написаны ужасно: с заданиями по русскому языку в девятых классах школы № 874 не справились 62% детей, по английскому — более 70%.

Корреспонденты «АиФ» провели один день в «самой плохой» школе, о которой все забыли после скандальных новостей, и один — в «самой лучшей», школе для одарённых детей «Интеллектуал». Чтобы попытаться разобраться: почему в столице ТАКОЙ РАЗНЫЙ уровень школьного образования?

«СМИ абсолютно неправильно истолковали суть проблем в нашей школе, — заявила «АиФ» Ирина МАЛЬЧЕВСКАЯ, новый директор школы № 874, — ничего страшного у нас не происходит. Да, нас объединяют с ещё одной школой — № 97, ну так это чтобы создать более сильную структуру». С журналистами здесь (район Очаково — Матвеевское) никто говорить не хочет, оно и понятно, учителя обижаются: «Одни гадости про нас пишут». Приходится действовать, как в фильме про агента 007: кто-то из корреспондентов прикидывается «взволнованным родителем», кто-то заводит специальную страницу «В контакте», где внедряется в группу «знаменитых» учеников.

Главное удивление внутри школы — количество детей после пятого урока в 13.15. Их практически нет, коридоры пустые и тихие. Чистенько, но бедненько: хороший ремонт определённо не помешал бы.

— Школа у нас, мягко говоря, не очень, — рассказывает ученик 10-го класса Вова, курящий прямо на пороге учебного заведения, — но я всё равно не ушёл бы. Учителя в принципе ничего. По русскому преподша хорошая, по географии тоже, а по истории вообще крутая!

— Интересно рассказывает? Можно ходить? — спрашиваем.

— Не, можно не ходить! — смеясь, отвечает он.

В социальной сети «В контакте» ученики 874-й школы откровеннее. «По телевизору про нас бред показывают, унижают, — написала нам восьмиклассница Катя. — Мы не одна такая школа, которая провалила аккредитацию, есть и хуже, но из нас сделали козлов отпущения, на всю Москву растрезвонили, что мы придурки. Просто 97-й школе не хватало территории, вот нас и отупили». Ни один из учеников не поливает школу грязью. Жалуются, что нет учителя химии в 7-м классе , что всё время менялись преподаватели — отсюда низкий уровень на аттестации, что к ЕГЭ «средне готовят», зато новый директор — «добрая, правильная тётка». Уходя из школы, напоследок спрашиваем симпатичную малышку из 2-го «Б», нравится ли ей здесь. «Нет, — мрачнеет девчонка. — Скучно. Все вокруг считают, что плохая школа. А по телевизору сказали — САМАЯ плохая».

Школа для одарённых детей «Интеллектуал» на Славянском бульваре выглядит полной противоположностью 874-й, впрочем, мы специально такую и искали. В столичных образовательных рейтингах — на лидирующих местах, побеждает во всех возможных и невозможных конкурсах. Школьники здесь не волнуются о результатах ЕГЭ — зачем тратить нервы, если в прошлом году из 32 выпускников «Интеллектуала» 17 поступили досрочно в МГУ по результатам олимпиад? Что поражает — будущие Перельманы-Вассерманы и Ломоносовы не выглядят ботанами болотного цвета: одеты творчески, неформально, у мальчишек часто стильные волосы до лопаток, в коридоре можно споткнуться о кроссовки — их хозяин сидит в комнате релаксации, думает. В холле — доска почёта (вернее, подсчёта), на которой весёлыми значками отмечаются достижения каждого ученика, — от побед в глазах завистливо рябит. Библиотека забита книгами и детьми. «Иногда приходится чуть ли не вручную утаскивать наших ребят на прогулку, — смеётся Марина Лилеева, замдиректора по учебно-воспитательной работе, — от книжек за уши не оттянешь». Как удалось такого добиться самой молодой школе в Москве, существующей с 2003 года?

«Всё зависит от коллектива, — говорит Юрий Тихорский, директор «Интеллектуала». — Если в школу приходит ОДИН учитель с горящими глазами, то этот огонь скоро затухает. У нас все педагоги — штучные, умницы, одновременно ведущие серьёзную научную работу и защищающие диссертации. Они ещё и в экспедиции с детьми ездят! Подбирали их очень кропотливо, а помощь Департамента образования помогает сохранить. Наши педагоги никогда не ругаются с учениками — все проблемы в общении разруливает мощная психологическая служба школы, где не отмахиваются от детских вопросов. Крепкий педколлектив и чёткий учебный план — составляющие успешности любой школы». «А вы взялись бы подтянуть 874-ю или работаете только с отличниками, конкурс-то в вашу школу — 10 человек на место?» — задаём провокационный вопрос. «Да, — не раздумывая, отвечает Ю. Тихорский, — при внятной организации можно подтянуть учеников любого уровня. Дети не виноваты в низких результатах, просто временным учителям трудно дать им системные знания».

Это правильно. Один нюанс — кроме горящих учительских глаз нужны средства, чтобы педагогический ресурс в школе удержать. А если в школе месяцами нет учителя химии, а математик каждый месяц меняется, что можно требовать от детей? Вместо того чтобы тратиться на сочинение новых образовательных стандартов, хорошо бы разобраться со старыми. И создать условия, чтобы во всех московских школах была стабильная и качественная «учительская комплектация». Ну и ремонт...

P. S. Когда верстался номер, из столичного Департамента образования пришли хорошие новости: в школе № 874 оборудовали несколько дополнительных кабинетов информатики, заменили учителя химии и усилили учебный план по математике и русскому языку.

Как не ошибиться с выбором школы для первоклассника? Советы лучших директоров школ, психологов и учителей Москвы читайте в ближайших номерах.

По сообщению сайта Аргументы и Факты