Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Sanoma потеряла в сетях // Газетные киоски в России принесли финнам убытки

Дата: 16 февраля 2011 в 09:23

Попытка финской медиагруппы Sanoma закрепиться на российском рынке распространения прессы обернулась для холдинга убытком в €3,6 млн, следует из опубликованной отчетности группы. В конце прошлого года Sanoma распродала киоски нескольким компаниям. Французская Lagardere, которая также три года назад отказалась от дистрибуторского бизнеса в России, объясняла, что риски слишком высоки. О том, что Sanoma достигла договоренностей о продаже своих российских сетей распространения прессы, финский холдинг объявил в октябре 2010 года. Его дистрибуторское подразделение Sanoma Trade владело московскими компаниями ООО «Р-Киоск» (сеть киосков), ООО «Пресс Пойнт Интернэшнл» (торговые точки в аэропортах), ООО «Эйч Ди Эс СНГ» (магазины в торговых центрах) и ООО «ТК «Прессэкспо«» (дистрибуция в супермаркетах), а также сетью киосков «КП «Розница«» в Ростовской области. Покупателем московских активов стала компания «Эверест Дистрибьюшн» (принадлежит германскому медиахолдингу Hubert Burda Media), а ростовской сети — агентство «Роспечать» (входит в РАИНКО Олега Дерипаски). Согласно годовому финансовому отчету Sanoma, опубликованному на прошлой неделе, компания лишилась права собственности на эти активы уже в четвертом квартале прошлого года. Так, по данным «СПАРК-Интерфакс», «Эверест Дистрибьюшн» приобрела все четыре московских ООО 14 декабря. Убыток от продажи московских и ростовской сетей (разница между стоимостью покупки, дальнейшими инвестициями в активы и ценой их продажи) в отчете Sanoma оценивается в €3,6 млн. По оценке председателя правления Ассоциации распространителей периодической печати (АРПП) Александра Оськина, общие инвестиции Sanoma в российский рынок дистрибуции с 2005 года могли составить не менее €10 млн. Sanoma (ранее SanomaWSOY) владеет издательским и дистрибуторским бизнесом, а также телерадиокомпаниями в Европе. Общая выручка в 2010 году составила €2,76 млрд, от дистрибуции — €825,4 млн. Доля Sanoma Trade на московском рынке дистрибуции, по оценкам АРПП, не превышала 3%. В издательское подразделение холдинга — Sanoma Magazines — входит также российский ИД Sanoma Independent Media (журналы Cosmopolitan, Esquire, газета «Ведомости» и др.). Sanoma вышла на российский рынок дистрибуции прессы в 2005 году, получив в составе приобретенного ИД Independent Media компанию «Прессэкспо», поставляющую прессу в супермаркеты. Тогда старший вице-президент Rautakirja (прежнее название Sanoma Trade) Раймо Курри сообщил «Ъ», что компания собирается стать лидером по дистрибуции в России и рассматривает «миллионные инвестиции» в дальнейшие приобретения. В марте 2007 года Rautakirja создала совместное предприятие с российской «Пресс Сервис Групп» — «Р-Киоск» (стороны получили 70 и 30% соответственно), которое должно было сосредоточиться на развитии в России мини-маркетов прессы. Инвестиции в проект оценивались примерно в $4,5 млн. Три года спустя, весной 2010-го, Sanoma довела свою долю в «Р-Киоске» до 100%. В 2007-м финны также выкупили у французской Lagardere Services (подразделение холдинга Lagardere) 100% «Пресс Пойнт Интернэшнл» и «Эйч Ди Эс СНГ», развивавших магазины прессы InMedio, а также точки продаж в гостиницах и аэропортах, за $2,7 млн. В марте 2008 года Sanoma приобрела ростовскую сеть «КП «Розница«», владевшую 89 киосками в Ростове-на-Дону и области. Но в последние два года финны сокращали количество точек. Так, сеть в Москве к моменту продажи сократилась до 13 киосков, хотя в 2008 году их количество превышало 100. Ростовская сеть уменьшилась до 72 киосков. По данным АРПП, в Москве расположено около 4 тыс. точек продаж печатной продукции, из них около 2,4 тыс. приходится на киоски (остальное — павильоны, лотки, точки продаж в супермаркетах, продажи с рук), средний оборот каждого из них 20 тыс. руб. в день. «Sanoma, как и ее предшественники, не учла специфики российского рынка. Калька с успешной европейской модели в том, что касается оценки спроса, маркетинговой политики, управления товародвижением, в России не работает»,— считает господин Оськин. Когда Lagardere покидала российский рынок дистрибуции, она объясняла, что инвестиции в него находятся в зоне высокого риска, частью которого являются особенности ведения дел с российскими чиновниками. Ее опасения подтверждают недавние предложения правительства Москвы сократить число киосков прессы в три раза, ужесточить требования к их специализации и ввести дорогостоящие типовые макеты ларьков (см. «Ъ» от 7 февраля). По мнению АРПП, новые требования могут резко сократить нынешнюю рентабельность киосков, которая оценивается ими в 4-5%, что уже примерно в два раза ниже, чем в Европе.

По сообщению сайта Коммерсантъ