Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Закодированная красавица // Высокие технологии в «Гараже»

Дата: 16 февраля 2011 в 09:23 Категория: Новости высоких технологий

Подготовленная куратором лондонского Музея Виктории и Альберта Луиз Шэннон «Decode» показывает если не всех, то многих звезд медиаискусства. Но авторов лучших работ ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ известными бы не назвал. К цифровому искусству уже лет пятнадцать приклеен ярлык нового, и выставка в «Гараже» позволяет поразмыслить, насколько это действительно так. «Decode» не первый проект, посвященный интерактиву в художественной сфере. На фестивале Lexus Hybrid Art в апреле прошлого года тоже было на что посмотреть. У двух проектов есть один общий художник, Даан Роозегарде, и одна общая черта: они убедительно доказывают от противного, что ставить художников рядом по принципу техники не стоит. Мало ли кто использует новые технологии. Масляные краски когда-то тоже были революцией, и что? Это никому не мешало изготовить с их помощью какую-нибудь бяку. Москва — вторая остановка путешествующей по миру выставки, сделанной Музеем Виктории и Альберта, одним из крупнейших собраний дизайна и декоративно-прикладного искусства. На «Decode» показывают как известных художников с именем и историей вроде Рафаэля Лозано-Хеммера, так и начинающих. Есть и представители золотой середины: молодая по паспорту группа Troika своим «Облаком» в лондонском аэропорту Хитроу поразила воображение зрителей и теперь идет от заказа к заказу. У музея нет специального отдела, собирающего интерактив, но некоторые работы с выставки куплены в коллекцию. Цветы, распускающиеся как фракталы, от Джона Маэды, должно быть, подкупили англичан своим сходством с декором времен Уильяма Морриса и Чарльза Ренни Макинтоша. После столицы России выставка направится в Индию, и в этом есть своя логика: царство Шивы известно тем, что поставляет миру дешевых программистов. Собственно, на продвинутых технарей «Decode» и рассчитана. Удачные штуки вызывают три реакции — «как мило», «как тонко» и «как это сделано?», и в этом спектре эмоций и вырисовывается фигура идеального медиахудожника современности. В нем сочетаются историческая эрудиция, желание развлечь и знание «кода». При всем при том «Decode» в первую очередь выставка декоративная. Вопрос: может ли цифровое искусство быть каким-либо иным? Оно часто позволяет посторонним менять картинку или последовательность некоего алгоритма внутри произведения. Открытость зрителю-юзеру позволяет отнести такие изыски к прикладной сфере. И взгляды на политику или экологию здесь мало что меняют. Наши единственные медиахудожники Аристарх Чернышев и Алексей Шульгин из Electroboutique настроены критично по отношению к постиндустриальной экономике и современности в целом. Но когда они берутся за создание интерактивных работ, у них получаются зеркала, пусть зритель в них и выглядит набором пятен или созвездием известных брендов. В пользу того, что перед нами декоративка, пусть и достойная памяти музейной венценосной четы, говорит и повальное увлечение художников «Decode» имитациями природы. Не новая реальность их интересует, а органика в диапазоне от узоров в духе модерна до экспериментов с созданием подобий царств флоры и фауны. Детскую радость дарит огромный одуванчик на экране, который можно обдуть обычным феном (агентства Yoke и Sennep). Корейцы из объединения Everyware засыпали огромный экран кварцевым песком. Отроешь в нем ямку — и на белом фоне вдруг начинают размножаться какие-то инфузории. Забавнейшие аппараты, однако, не включены в какую-либо широкоформатную историю. Понятно, что венецианские зеркала, например, не вешают рядом с ведутами Каналетто и Франческо Гварди. Но есть и редкие исключения — скажем, сделанная в Венеции Жаном Юбером Мартеном в 2007 году выставка «Artempo», где античность, современное искусство и прикладные вещицы разных эпох учили зрителя сопоставлять и видеть родство объектов сакральных, иронических и бытовых. Проекту «Decode» отчаянно не хватает исторической перспективы, благодаря которой в людях с кодом можно было бы еще отчетливее увидеть наследников великих оформителей жизни из Движения искусств и ремесел.

По сообщению сайта Коммерсантъ