Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Сразу после Азиады аэропорт Алматы снова стал проходным двором

Дата: 16 февраля 2011 в 10:10

Сразу после Азиады аэропорт Алматы снова стал проходным двором

Безопасность — вне закона

 

Едва закончились VII Азиатские игры, в Алматинском аэропорту, крупнейшем в Казахстане, вновь были демонтированы линии дополнительного досмотра на входе в терминал — металлоискатели и сканеры багажа.

Напомним, в интервью нашей газете первый вице-президент АО «Международный аэропорт Алматы» (МАА) Кобланды ТУМЫШЕВ рассказал: до февраля 2010 года на входах в здание Алматинского аэропорта стояли дополнительные линии проверки. Однако, по его словам, «некоторые высокопоставленные пассажиры начали возмущаться: мол, их аж четыре раза досматривают». После этого с одобрения комитета гражданской авиации (КГА) Мин-

транскома руководство МАА убрало две линии досмотра в аэропорту — на входе и фейс-контроль (см. «На безопасности не экономят!», «Время» от 26.1.2011 г.).

Металлоискатели и сканеры багажа при входе в здание терминала были снова установлены в аэропорту совсем недавно — 20 января 2011 года в рамках подготовки к Азиаде. Как теперь выясняется, это было временной мерой — до 10 февраля. В тот день терминал аэропорта снова превратился в проходной двор. И случилось это всего через 17 дней после страшного теракта в московском аэропорту Домодедово!

Мы обратились за разъяснениями к руководству алматинской воздушной гавани.

— Решение (о демонтаже линий досмотра. — В. Б.) было принято на прошлой неделе на совещании в Астане с участием представителей комитета гражданской авиации, — заявил вице-президент МАА по безопасности Нурлан ЖУМАСУЛТАНОВ. — Дело в том, что дополнительный досмотр был введен для обеспечения безопасности гостей Азиады. Теперь спортивное мероприятие закончилось.

— В законе об авиации четко сказано, какие субъекты подлежат предполетному досмотру, — сказал Нурлан Жумасултанов. — Это самолет, экипаж, бортовые запасы (к примеру, питание), почта, груз и пассажиры. Пассажиром человек становится, только когда он прошел регистрацию на рейс и получил посадочный талон — после этого его и будут досматривать. А ведь в терминал заходят помимо пассажиров и другие люди (мы изучили Закон «Об использовании воздушного пространства РК и деятельности авиации»: там действительно не оговорена обязательность проверки всех входящих в здание аэровокзалов. — В. Б.). И проверять всех у нас нет возможности — для этого нужно закупать дополнительное оборудование, набирать людей, кормить их, одевать. Эти затраты должны каким-то образом компенсироваться: мы не можем включить их в тарифы, поскольку у нас по закону нет права досматривать всех. На совещании в столице я сказал: чтобы был досмотр на входе в аэропорт, нужны поправки в законодательство.

— Но ведь безопасность дороже! Это нетрудно понять после трагедии в Домодедово…

— Согласен, безопасность дороже. Но более эффективный способ ее достижения — политика государства. Наша страна миролюбива, у нас межнациональное согласие и дружественная внешняя политика — вот основы безопасности. И потом, мы находимся не в такой зоне риска, как Россия.

— Выходит, вы нарушали закон, введя на время Азиады дополнительные линии досмотра?

— Мы обеспечивали безопасность мероприятия. Когда происходят большие общественно-политические события, вводятся усиленные меры безопасности — это нормальное явление. В Астане во время саммита ОБСЕ вообще невозможно было подъехать к аэропорту. Но это же не на постоянной основе! Тотальный контроль может до абсурда довести. Хорошо, мы поставим на входе в аэропорт досмотр. Но если какому-нибудь идиоту приспичит, то он не внутри терминала, а у входа сделает свое черное дело. Давайте тогда досматривать пассажиров возле шлагбаума при въезде в аэропорт или вообще возле автовокзала «Саяхат».

— Между прочим, в аэропорту Тель-Авива линии досмотра стоят на дальних подступах к аэровокзалу. И там проверяют багажники у девяти из десяти въезжающих машин.

— Казахстан с Израилем сравнивать не надо. Их государство создалось в 1948 году, и с тех пор они воюют. Повторяю, если досмотр так нужен — пусть принимают поправки в закон.

— Вот вы убрали металлоискатели и сканеры на входе, а Россия тем временем вводит тотальный контроль на входах не только в аэропорты, но даже на железнодорожные вокзалы, а президент МЕДВЕДЕВ лично инспектирует эти объекты!

— Вот увидите, они к лету эти линии досмотра снимут. Потому что все затраты на их установку переложили на аэропорты. Те, в свою очередь, переложат их на авиакомпании, а перевозчики на пассажиров — и будет скандал! Выходит, пассажиры должны будут платить за всякого входящего в аэропорт. Если и у нас такое будет, мы тоже переложим затраты на плечи авиакомпаний, а потом пассажиры поднимут крик: почему билеты дорогие? Я же не могу стоять у входа в аэропорт и брать по 100 тенге с каждого входящего!

 

Виктор БУРДИН, burdin@time.kz, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и Владимира ЗАИКИНА, Алматы

 

Радильбек АДИМОЛДА, председатель Комитета гражданской авиации Минтранскома РК:

Мы — не Россия, а Москва — далеко...

— Указания убирать первую линию досмотра ни одному из 20 аэропортов Казахстана мы не давали. Более того, у нас есть рекомендации усилить меры безопасности после теракта в Домодедово. Но это, подчеркиваю, рекомендации. И если аэропорты не хотят их выполнить, ссылаясь на закон, мы не можем их заставить.

Нигде в мире нет обязательной нормы, заставляющей досматривать людей при входе в аэропорт. Главная задача служб безопасности — чтобы никто не пронес взрывчатые вещества в охраняемую — так называемую стерильную зону (когда пассажиры уже прошли регистрацию на рейс. — В. Б.), чтобы сами воздушные суда не использовались для совершения терактов. Это рекомендации ИКАО. Ни в одной стране мира (может быть, за исключением Израиля) не прописано в законах, чтобы людей досматривали на входе в терминал. Знаю, первые линии проверки установлены в Израиле и Стамбуле. А, скажем, во Франкфурте досмотр стоит только за магазинами дьюти фри, в зоне гейтов (ворот для выхода на посадку. — В. Б.).

— Какие казахстанские аэропорты установили и оставили после Азиады первую линию досмотра?

— Я не информирован до конца, но знаю, что ни у кого нет возможности оставить ее.

— Тем временем Россия сейчас повсеместно вводит досмотр на входах в аэропорты.

— Россия — не Казахстан. Сколько у нас километров до Москвы? Я наблюдаю за ситуацией в Домодедово и вижу: сейчас там перед линией первого досмотра накапливается больше людей, чем в той зоне, где случился теракт. То есть они кинулись из крайности в крайность.

Количество людей в алматинском аэропорту сопоставимо с числом посетителей Зеленого базара или крупного торгового центра — но там же не ставят металлоискатели...

Гани КАСЫМОВ, сенатор:

Не нравится — идите на хрен!

— Я считаю, что «лишних» линий досмотра не бывает. Чем их больше — тем лучше. Недавно я был в США, так там проверок в аэропортах в два раза больше, чем было у нас во время Азиады. В Америке проводят сначала наружный досмотр обуви, а потом заставляют ее снимать и проверяют изнутри. Лучше пройти несколько досмотров, чем потом тебя вынесут вперед ногами. А наши убирают линии проверок, потому что не хотят лишних затрат? Но ведь речь идет о жизни людей! У тех, кто отказывается вводить дополнительные меры безопасности, надо лицензии отбирать!

Какие страны экономят на безопасности? Только мы и Россия. А этого нельзя допускать. В мире в метро уже с собаками ходят! И никто не возмущается — жизнь заставляет. В Америке, Европе ужесточают меры безопасности — и ни один человек, ни один депутат, ни один министр не пикнул: там недовольных сразу же на хрен пошлют!

— У аэропортовского начальства железная отговорка: в законе об авиации ничего не сказано про досмотр всех, входящих в терминал: они якобы могут проверять только экипажи и пассажиров.

— Ну тогда давайте менять законодательство! Какие надо изменения и дополнения — мы всегда внесем, это я вам как сенатор говорю! Надо выработать стандарт, сделать тотальный досмотр в местах, где массово скапливаются люди. Это тем более актуально с нашими «прозрачными» границами...

Я, кстати, за то, чтобы граждан досматривали не только в аэропортах, но и на железнодорожных вокзалах, стадионах, в крупных торговых центрах — везде, где собираются люди.

 

Если вы нашли ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Использование материалов возможно с сохранением активной ссылки на автора и издание.

По сообщению сайта Zakon.kz