Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Сразу после Азиады аэропорт Алматы снова стал проходным двором

Дата: 16 февраля 2011 в 11:23

Безопасность
— вне закона


 


Едва закончились VII
Азиатские игры, в Алматинском аэропорту, крупнейшем в Казахстане, вновь были
демонтированы линии дополнительного досмотра на входе в терминал —
металлоискатели и сканеры багажа.


Напомним, в интервью нашей газете первый
вице-президент АО «Международный аэропорт Алматы» (МАА) Кобланды ТУМЫШЕВ

рассказал: до февраля 2010 года на входах в здание Алматинского аэропорта
стояли дополнительные линии проверки. Однако, по его словам, «некоторые
высокопоставленные пассажиры начали возмущаться: мол, их аж четыре раза
досматривают». После этого с одобрения комитета гражданской авиации (КГА) Мин-


транскома руководство МАА убрало две линии досмотра в
аэропорту — на входе и фейс-контроль (см. «На безопасности не экономят!», «Время»
от 26.1.2011 г.).


Металлоискатели и сканеры багажа при входе в здание
терминала были снова установлены в аэропорту совсем недавно — 20 января 2011
года в рамках подготовки к Азиаде. Как теперь выясняется, это было временной
мерой — до 10 февраля. В тот день терминал аэропорта снова превратился в
проходной двор. И случилось это всего через 17 дней после страшного теракта в
московском аэропорту Домодедово!


Мы обратились за разъяснениями к руководству
алматинской воздушной гавани.


— Решение (о демонтаже линий досмотра. — В. Б.) было принято
на прошлой неделе на совещании в Астане с участием представителей комитета гражданской
авиации, — заявил вице-президент МАА по безопасности Нурлан ЖУМАСУЛТАНОВ.
— Дело в том, что дополнительный досмотр был введен для обеспечения
безопасности гостей Азиады. Теперь спортивное мероприятие закончилось.


— В законе об авиации четко сказано, какие субъекты
подлежат предполетному досмотру, — сказал Нурлан Жумасултанов. — Это самолет,
экипаж, бортовые запасы (к примеру, питание), почта, груз и пассажиры.
Пассажиром человек становится, только когда он прошел регистрацию на рейс и
получил посадочный талон — после этого его и будут досматривать. А ведь в
терминал заходят помимо пассажиров и другие люди (мы изучили Закон «Об
использовании воздушного пространства РК и деятельности авиации»: там
действительно не оговорена обязательность проверки всех входящих в здание
аэровокзалов. — В. Б.). И проверять всех у нас нет возможности — для этого
нужно закупать дополнительное оборудование, набирать людей, кормить их,
одевать. Эти затраты должны каким-то образом компенсироваться: мы не можем
включить их в тарифы, поскольку у нас по закону нет права досматривать всех. На
совещании в столице я сказал: чтобы был досмотр на входе в аэропорт, нужны поправки
в законодательство.


— Но ведь
безопасность дороже! Это нетрудно понять после трагедии в Домодедово…


— Согласен, безопасность дороже. Но более эффективный
способ ее достижения — политика государства. Наша страна миролюбива, у нас
межнациональное согласие и дружественная внешняя политика — вот основы
безопасности. И потом, мы находимся не в такой зоне риска, как Россия.


— Выходит, вы
нарушали закон, введя на время Азиады дополнительные линии досмотра?


— Мы обеспечивали безопасность мероприятия. Когда
происходят большие общественно-политические события, вводятся усиленные меры
безопасности — это нормальное явление. В Астане во время саммита ОБСЕ вообще
невозможно было подъехать к аэропорту. Но это же не на постоянной основе!
Тотальный контроль может до абсурда довести. Хорошо, мы поставим на входе в
аэропорт досмотр. Но если какому-нибудь идиоту приспичит, то он не внутри
терминала, а у входа сделает свое черное дело. Давайте тогда досматривать
пассажиров возле шлагбаума при въезде в аэропорт или вообще возле автовокзала «Саяхат».


— Между прочим, в аэропорту Тель-Авива линии досмотра
стоят на дальних подступах к аэровокзалу. И там проверяют багажники у девяти из
десяти въезжающих машин.


— Казахстан с Израилем сравнивать не надо. Их
государство создалось в 1948 году, и с тех пор они воюют. Повторяю, если
досмотр так нужен — пусть принимают поправки в закон.


— Вот вы убрали металлоискатели и сканеры на входе, а
Россия тем временем вводит тотальный контроль на входах не только в аэропорты,
но даже на железнодорожные вокзалы, а президент МЕДВЕДЕВ лично инспектирует эти
объекты!


— Вот увидите, они к лету эти линии досмотра снимут.
Потому что все затраты на их установку переложили на аэропорты. Те, в свою
очередь, переложат их на авиакомпании, а перевозчики на пассажиров — и будет
скандал! Выходит, пассажиры должны будут платить за всякого входящего в
аэропорт. Если и у нас такое будет, мы тоже переложим затраты на плечи
авиакомпаний, а потом пассажиры поднимут крик: почему билеты дорогие? Я же не
могу стоять у входа в аэропорт и брать по 100 тенге с каждого входящего!


 


Виктор БУРДИН, burdin@time.kz, фото Владимира
ТРЕТЬЯКОВА и Владимира ЗАИКИНА, Алматы


 


Радильбек
АДИМОЛДА, председатель Комитета гражданской авиации Минтранскома РК:


Мы — не Россия, а Москва — далеко...


— Указания убирать первую линию досмотра ни одному из
20 аэропортов Казахстана мы не давали. Более того, у нас есть рекомендации
усилить меры безопасности после теракта в Домодедово. Но это, подчеркиваю,
рекомендации. И если аэропорты не хотят их выполнить, ссылаясь на закон, мы не
можем их заставить.


Нигде в мире нет обязательной нормы, заставляющей
досматривать людей при входе в аэропорт. Главная задача служб безопасности —
чтобы никто не пронес взрывчатые вещества в охраняемую — так называемую
стерильную зону (когда пассажиры уже прошли регистрацию на рейс. — В. Б.),
чтобы сами воздушные суда не использовались для совершения терактов. Это
рекомендации ИКАО. Ни в одной стране мира (может быть, за исключением Израиля)
не прописано в законах, чтобы людей досматривали на входе в терминал. Знаю,
первые линии проверки установлены в Израиле и Стамбуле. А, скажем, во
Франкфурте досмотр стоит только за магазинами дьюти фри, в зоне гейтов (ворот
для выхода на посадку. — В. Б.).


— Какие казахстанские аэропорты установили и оставили
после Азиады первую линию досмотра?


— Я не информирован до конца, но знаю, что ни у кого
нет возможности оставить ее.


— Тем временем Россия сейчас повсеместно вводит
досмотр на входах в аэропорты.


— Россия — не Казахстан. Сколько у нас километров до
Москвы? Я наблюдаю за ситуацией в Домодедово и вижу: сейчас там перед линией
первого досмотра накапливается больше людей, чем в той зоне, где случился теракт.
То есть они кинулись из крайности в крайность.


Количество людей в алматинском аэропорту сопоставимо с
числом посетителей Зеленого базара или крупного торгового центра — но там же не
ставят металлоискатели...


Гани КАСЫМОВ,
сенатор:


Не нравится — идите на хрен!


— Я считаю, что «лишних» линий досмотра не
бывает. Чем их больше — тем лучше. Недавно я был в США, так там проверок в
аэропортах в два раза больше, чем было у нас во время Азиады. В Америке проводят
сначала наружный досмотр обуви, а потом заставляют ее снимать и проверяют
изнутри. Лучше пройти несколько досмотров, чем потом тебя вынесут вперед
ногами. А наши убирают линии проверок, потому что не хотят лишних затрат? Но
ведь речь идет о жизни людей! У тех, кто отказывается вводить дополнительные
меры безопасности, надо лицензии отбирать!


Какие страны экономят на безопасности? Только мы и
Россия. А этого нельзя допускать. В мире в метро уже с собаками ходят! И никто
не возмущается — жизнь заставляет. В Америке, Европе ужесточают меры
безопасности — и ни один человек, ни один депутат, ни один министр не пикнул:
там недовольных сразу же на хрен пошлют!


— У аэропортовского начальства железная отговорка: в
законе об авиации ничего не сказано про досмотр всех, входящих в терминал: они
якобы могут проверять только экипажи и пассажиров.


— Ну тогда давайте менять законодательство! Какие надо
изменения и дополнения — мы всегда внесем, это я вам как сенатор говорю! Надо
выработать стандарт, сделать тотальный досмотр в местах, где массово
скапливаются люди. Это тем более актуально с нашими «прозрачными»
границами...


Я, кстати, за то, чтобы граждан досматривали не только
в аэропортах, но и на железнодорожных вокзалах, стадионах, в крупных торговых
центрах — везде, где собираются люди.


 



Сайт газеты «Время»

По сообщению сайта Meta · новости дня