Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Машина будущего от лириков: Для фантастических решений нужно воображение

Дата: 16 февраля 2011 в 14:31

В декабре прошлого года у доктора технических наук Игоря Владимировича Плохова, проректора Псковского политехнического института по науке, вышла в свет очередная книга, посвящённая «50-летию инженерного образования на Псковщине». Это… сборник стихов и песен, написанных им за последние 15 лет.

Но учёный гордится ими не меньше, чем, например, «машиной будущего» — так эксперты назвали сконструированный, в том числе и при его непосредственном участии, роторно-лопастной двигатель с внешним подводом тепла. Ряд научных обоснований этого агрегата принадлежит нашему сегодняшнему собеседнику.

— Так кто же вы: «физик» или «лирик»?

— Я бы не стал так резко очерчивать границу между этими двумя ипостасями, потому что «вирус» бардовской песни я подхватил ещё в школе. Задолго до того, как стал студентом-политехником. Она давно перестала быть увлечением в привычном понимании этого слова. До недавнего времени у меня при себе всегда был блокнотик, куда я записывал удачное слово, неожиданную рифму или оригинальную метафору, которые могли прийти на ум, порой в самое неподходящее время. В автобусе, например, или на лекции.

— В 18 лет многие пишут стихи, со временем они уступают место прозе будней. У вас наоборот?

— Вообще у нас во дворе многие мальчишки бренчали на гитаре. Я не стал исключением, но когда в первый раз услышал (ещё на катушечном магнитофоне) песни Александра Дольского, то они стали для меня чем-то сродни откровению. Тогда-то я понял, что это уже не привычное для юности баловство, а нечто большее. «Болезнь» с годами не прошла, а приняла уже новые — хронические — формы. И среди моих коллег у многих обнаруживаются такие же «симптомы». Например, каждый год наш вуз получает приглашение принять участие в международной конференции «Машиностроение и техносфера», которая проходит летом в Севастополе. Я всегда беру с собой гитару, и, как правило, продолжением научных дискуссий становятся уже поэтические посиделки. И примерно половина из участников конференции «грешат» стихами…

— Обратимся к другой стороне творчества: как у псковичей родилась идея принципиально нового вида роторно-лопастного двигателя?

— Спасибо нужно сказать шотландцу Роберту Стирлингу, который ещё в конце XIX  века задался вопросом: а что будет, если энергию к цилиндрам двигателя подводить извне, один — нагревать, а другой — охлаждать? Автором идеи роторной машины, которая заработала бы по этому принципу, стал инженер нашего института Юрий Лукьянов. Сейчас мы заканчиваем монтаж экспериментального образца, и если его испытания пройдут успешно, то нас ожидают фантастические перспективы. И тут даже поэтического воображения не хватит, чтобы понять масштаб этого изобретения.

— Это не метафора?

— Отнюдь! Ну… например: сейчас многие передовые страны мира всерьёз задумываются о возможной колонизации нашего естественного спутника. Но как обеспечить энергетическую независимость будущих лунных станций? Не тащить же с Земли бочки  с соляркой. «Двигатель Стирлинга» поможет решить эту проблему. Когда на одной из всероссийских технических выставок представляли своё детище, то к нам подходили специалисты аэрокосмической отрасли — гелиоэнергетики и предлагали объединить наши усилия.

— Найдётся ли ему применение на Земле?

— Конечно! Двигатель «всеядный», может работать на любом топливе, лишь бы выделялось тепло. Таким образом, можно будет использовать тепловые «хвосты» электростанций и котельных. То есть автономная энергоустановка на базе нашего двигателя может перерабатывать в электричество то тепло, которое безвозвратно рассеивается на выходе различных энергообъектов и предприятий. С его помощью может быть решена проблема утилизации попутного «нефтяного» газа, который пока сжигают в факелах, а это многие миллиарды кубометров. Этот газ имеет много примесей, на нём не могут работать двигатели внутреннего сгорания, а наш мотор легко его «переварит» и будет крутить электрогенератор.

— Чем заняты сейчас?

— Проводим научное исследование сложных процессов прямого термомагнитного преобразования энергии, и связана эта работа с фундаментальными проблемами физики твёрдого тела. А точнее, с тем, как более эффективно преобразовать тепловую энергию в электрическую. Сейчас атомные электростанции по всему миру работают по принципу водяного котла: урановые стержни нагревают воду, которая, превратившись в пар, толкает турбину, а она вращает генератор, вырабатывающий электроэнергию. Поэтому мы и задались вопросом: а можно ли это делать напрямую, исключив промежуточные звенья технологической цепочки? Сейчас мы находимся в стадии эксперимента, но уже первые результаты опытов дают основание надеяться, что решение этой фундаментальной проблемы не за горами.

«Исследования, выполненные американской корпорацией «NASA», подтверждают целесообразность применения машин Стирлинга при создании анаэробных систем для орбитальных космических станций. Разработаны проекты двигателей Стирлинга с использованием солнечной и ядерной энергии, а также холодильных машин Стирлинга для термостатирования внутри станций и проведения медико-биологических исследований. Ряд проектов успешно реализован в ходе программы «Спейс шаттл».

(Н. Кириллов, д.т.н., Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского — «Стирлинг-технологии — прорыв в автономной энергетике XXI века»)
 

По сообщению сайта Аргументы и Факты