Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

От отгрузки — к комплексной переработке

Дата: 16 февраля 2011 в 15:21

Наладить производство продукции с высокой добавленной стоимостью, дабы избавиться от имиджа «сырьевого придатка». На сегодняшний день это, пожалуй, одна из важнейших государственных задач.

Особенно она актуальна для Иркутской области, экономика которой в значительной степени зависит от мировой конъюнктуры.

Ярким примером инновационного подхода к развитию промышленности региона является проект строительства завода по переработке угля на базе Харанутского угольного разреза, расположенного в Эхирит-Булагатском районе. Создание нового предприятия позволит дополнительно организовать не менее 150 рабочих мест, а также в разы увеличить сумму налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Работы по добыче угля на участке Хадайский Ишинского месторождения ведутся без малого 30 лет. На протяжении последнего десятилетия за них отвечает ЗАО «Харанутская угольная компания» (управляющая компания «УНГА»).

— Когда мы только зашли на разрез, социально-экономическая ситуация там была близка к критической, на предприятии было занято всего 35-40 человек, — вспоминает генеральный директор компании Алексей Дмитриев. — Постепенно мы активизировали работу, воссоздали парк горнодобывающей и автомобильной техники, отправили добываемый уголь на многочисленные исследования, которые подтвердили его высокое качество. После этого мы приняли решение о том, что его можно экспортировать, и уже в 2007 году заключили несколько контрактов с зарубежными партнёрами, начали проводить инвестиционную политику, вложив в развитие разреза порядка 300 млн рублей. Однако разра­зившийся кризис не позволил нам приступить к поставкам. Добыча угля упала в разы, а наш коллектив уже насчитывал около 100 человек. Два года выдались очень напряжёнными, но сейчас, к счастью, рынок вновь оживился, начался рост производства, потому мы уверенно смотрим в будущее.

В этом году объёмы добычи и отгрузки угля потребителям планируется увеличить втрое — до 360 тыс. тонн. Более того, принято решение перейти на круглогодичный режим, тогда как ещё недавно работы на разрезе велись исключительно в период отопительного сезона. Для нужд жилищно-коммунального комплекса добывалось 40-45 тыс. тонн, которые распределялись между небольшими котельными Иркутского, Шелеховского, Качугского, Жигаловского, Ольхонского, Баяндаевского и Эхирит-Булагатского районов.

Несомненно, выход на безостановочный ритм работы потребует расширения штата (в ближайшие месяцы численность сотрудников увеличится со 180 до 220 человек) и привлечения дополнительной техники. Так, в течение февраля ожидается поступление восьми карьерных самосвалов белорусского завода «БелАЗ», новых бульдозеров и гидравлического экскаватора Komatsu (Япония), а в следующем месяце предполагается запустить в работу шагающий экскаватор ЭШ 10/70, который был приобретён с целью перехода на бестранспортную систему разработки месторождения.

— В прошлом году мы приобрели шесть большегрузных автомобилей шведского производства Scania, ещё шесть машин — в пути. На них мы доставляем уголь до станции Батарейной (Иркутск), где у нас находится погрузочная площадка, оттуда топливо транспортируется по железной дороге в порты. Перспективные направления — Литва, Польша, Корея и Япония. С партнёрами из этих стран уже заключены годовые контракты, — говорит Алексей Дмитриев. — Мы не пытаемся изобрести здесь велосипед, покупаем только испытанную и надёжную технику. Пусть она нам обойдётся дороже, зато исправно прослужит не одно десятилетие.

С учётом потенциала действующего оборудования ежегодно можно будет добывать до 500 тыс. тонн угля. В ближайших планах — строительство нового железнодорожного тупика с годовой отгрузкой до 1 млн тонн топлива.

Но никакая, даже самая современная, техника не поможет повысить эффективность производства, если за ней не будут закреплены высококвалифицированные специалисты узкой направленности — например, бульдозеристы и экскаваторщики. Но такие кадры на рынке труда, увы, товар штучный.

— Мы решили привлекать на работу специалистов с других разрезов, в том числе Черемховского и Тулунского, для чего увеличили заработную плату на предприятии в 2,5 раза, причём ещё в период кризиса. Минимальная зарплата сейчас — около 26 тыс. руб., максимальная — доходит и до 60 тыс. Для проживания сотрудников на территории разреза построен вахтовый посёлок, — рассказывает Алексей Дмитриев. — Сейчас коллектив постепенно укомплектовывается, его костяк составляют в основном жители посёлка Усть-Ордынский, которые трудятся по 25-30 лет, люди уже предпенсионного возраста. Набираем же мы больше молодёжь, которая приезжает из таких городов, как Тулун, Черемхово, Усть-Илимск, Усть-Кут, Братск, Ангарск и Иркутск. Иногда берём ребят даже без опыта работы и практикуем механизм наставничества.

В условиях наращивания объёмов добычи, темпов инвестирования (только в прошлом году в развитие разреза было вложено около 200 млн руб.), технического перевооружения и масштабного привлечения рабочей силы предприятию просто необходимо двигаться вперёд, навстречу инновациям. И главным шагом в данном направлении станет создание завода по комплексной переработке каменного угля. Он может появиться уже через 2-
3 года — конечно, не без участия инвесторов.

— К этому времени нам предстоит зарекомендовать себя на международном рынке в качестве надёжного и ответственного парт­нёра, наработать базу, — говорит Алексей Дмитриев. — Хотя некоторые проектные решения мы обсуждаем уже сейчас. В итоге на базе разреза мы рассчитываем производить полностью готовый продукт, предназначенный для экспорта. Кстати, в настоящее время мы уже работаем над тем, чтобы повысить его добавленную стоимость, сортируем уголь по фракциям.

В перспективе из угля Харанутского разреза с помощью уникальной плазмохимической технологии переработки специалисты намерены получать синтетическое жидкое топливо, которое сможет запросто заменить традиционное моторное, а также различные катализаторы, углеродные абсорбенты, удобрения. Альтернативное топливо будет более высокого качества, нежели бензин, да ещё и при более низкой стоимости. А всё благодаря инновационной технологии, которая позволит упростить и удешевить традиционные процессы переработки (в среднем в 10 раз снижаются капитальные, эксплуатационные затраты, а также энергоёмкость производственных процессов) и одновременно увеличить выход бензина, дизельного топлива и других целевых продуктов.

— Мы идём по пути преодоления сырьевой направленности производства и увеличения добавленной стоимости нашей продукции, — резюмировал Алексей Дмитриев. — А это дополнительные рабочие места и кратное увеличение налоговой отдачи.

Хотя производственная деятельность отнимает массу сил и времени, руководство ЗАО «Харанутская угольная компания» не забывает о социальной ответственности и находит возможности поддержать творческие коллективы и спортивные команды района, выделить средства на подготовку и проведение культурно-массовых мероприятий, национальных праздников, на ремонт и строительство объектов социальной сферы. Большую финансовую помощь жителям округа оказывает благотворительный Фонд имени А.А. Дмитриева и депутат Заксобрания Иркутской области Владимир Дмитриев.

В числе последних крупных проектов можно назвать возведение окружного дацана (в августе состоится открытие), который, кстати, не так давно в рамках официального визита в Приангарье посетил полпред президента РФ в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский. Помимо этого, к изданию готовятся около
1 тыс. учебников по бурятскому языку, разработанные учёными Республики Бурятии. В настоящее время родной язык школьники УОБО изучают по пособиям, написанным ещё в советские времена.

Полпред президента РФ в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский (по итогам посещения Усть-Ордынского Бурятского округа в рамках рабочей поездки):

— Сельская экономика, несомненно, всегда будет для Усть-Орды базовой, поэтому любые инвестпроекты, промышленные или сервисные, могут иметь только дополняющую функцию. В первую очередь они должны предоставлять различные виды занятости для молодёжи, дабы закрепить её в округе. Однако добиться этого при существующих темпах строительства жилья просто невозможно — по году в сельской местности вы строите всего 17 тыс. «квадратов», в том числе в округе 4,8 тыс. кв. м. Это же просто ничего! На мой взгляд, для округа нужно ориентироваться на 40-50 тыс. «квадратов».

Не менее остро стоит проблема старения фондов социальной и коммунальной сферы, так что одна из главных забот власти — ежегодно изыскивать ресурсы на ремонт.

Что касается новых производств, то здесь важно, чтобы они не вредили экологии и соответствовали менталитету местных жителей. Все проекты должны быть тщательно проработаны, мы ведь понимаем, что в сельских районах инвесторы в очередь не выстраиваются.

— 23 тыс. человек заняты в экономике (всего в УОБО проживают 135 тыс. человек более 70 национальностей), в качестве безработных зарегистрированы 1,5 тыс. граждан;
— на 57% в 2010 году рождаемость превысила смертность, безработица снизилась на 30%;
— 284 месторождения минерального сырья расположены на территории округа;
— 49 сельхозпредприятий, 440 крестьянско-фермерских хозяйств и 43,5 тыс. личных подсобных хозяйств действуют в УОБО;
— около 146 тыс. тонн зерна, до 30 тыс. тонн мяса и более 200 тыс. тонн молока ежегодно производится в округе.

По сообщению сайта Аргументы и Факты