Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Первый балл

Дата: 16 февраля 2011 в 16:12

Рита и Софья двойняшки, им по 6 лет. Совсем скоро они пойдут в первый класс. Мама отдала их в группу, которая готовит детей к школе. Однажды, придя домой, Рита отказалась от еды, не стала рисовать и даже смотреть свои любимые мультики. «В чем дело?», — спросила ее мама. Девочка расплакалась, но ничего не ответила.
И только ее сестренка все объяснила: «Надежда Васильевна сегодня сказала, что если Рита не научится правильно держать ручку, ей поставят двойку! А я это уже умею, мне будут ставить только пятерки!». На следующий день девочка категорически отказалась идти на занятия… Так что же такое оценка? Стимул идти вперед или пятиться назад?
О случае, произошедшем в прошлом году в школе № 147 Первомайского района Новосибирска, известно многим. Напомню: Дениса Вожегова, отчима ученицы второго класса, обвиняют в том, что он 3 декабря 2010 года якобы избил учительницу падчерицы за то, что та, по его мнению, ставит необоснованные оценки — три двойки подряд. 24-летнему парню предъявлено обвинение сразу по трем статьям УК РФ: ст. 116 часть 2 пункт «а» «Умышленное нанесение побоев, причинивших физическую боль, совершенных из хулиганских побуждений», ст. 119 часть 1 «Угроза убийством, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы», ст. 130 часть 1 «Оскорбление». Сегодня Денис находится в СИЗО, где и ожидает следующего заседания суда, которое состоится 16 февраля, тогда же может быть поставлена точка в этом громком деле. «Делать какие-либо прогнозы рано. Мы еще не заслушали моего подзащитного. Каких-либо справок, которые свидетельствуют о том, что учительницу избили, предоставлено не было. Да и охранник, который находился в тот момент в классе, не видел этого», — пояснил адвокат Дениса Вожегова Юрий Шашин. Сам же обвиняемый своей вины не признает.
Мы не случайно вспомнили об этом громком деле. В этом материале мы не станем говорить о том, кто виноват (это установит суд). Хочется понять иное — существуют ли нормативные документы, которые регламентируют выставление школьных оценок, или этот процесс неуправляемый? Насколько сегодня молодые учителя готовы поступиться собственными амбициями ради морального и психологического здоровья своих учеников.

Мы выбираем? За нас выбирают! И как это часто не совпадает
В последнее время в нашей стране все больше говорится о том, что современная система школьного образования не успевает перестраиваться, чтобы соответствовать ритму времени. В ответ многие школы стали экспериментировать, стали появляться не совсем традиционные формы выставления оценок. Вообще, традиционной в России принято считать 5-балльную шкалу оценок. Эта система понятна большинству. До девятого класса включительно оценки выставляются каждую четверть, с 10 по 11 класс — по полугодиям.
Государство решило (около 10 лет назад), что каждое учебное заведение индивидуально и единый для всех закон о нормах и правилах выставления оценок только вредит! Теперь школьные учреждения вправе самостоятельно, в соответствии с уставом школы, выбирать не только систему оценок, но и периодичность их выставления. «В большинстве школ нашей страны придерживаются, так скажем, традиционной формы выставления отметок. Например, 30 лет назад оценки ставились с первого класса. Сейчас в Первомайском районе (в школе № 147 в том числе) в основном оценки выставляются со второй четверти второго класса и по 5-балльной шкале. Все согласно уставу школы», — рассказала «ЧС» ведущий специалист отдела образования Первомайского района Надежда Андреевна Зуева.
«Закон правильный, все должно быть индивидуально. У нас учебные заведения различны. В специализированных заведениях, с определенным контингентом детей оценки строго необходимы. В начальных классах обычных школ их все-таки не стоит ставить даже в виде эксперимента. Оценки нужны при изучении точных наук. Там же, где обучаются творчески одаренные дети, оценка только вредит! Вообще я мечтаю о школе, где совсем оценок не ставят. Но это идеал», — прокомментировал психолог-психотерапевт, директор психологического центра «Гармония» Никита Лезин.
Не нужно быть специалистом-психологом, чтобы догадаться, что в младших классах дети воспринимают отметки как нечто «великое»! «Это была проверка тетради, рабочая отметка, которая ставится за выполнение текущих заданий — оформление, наличие грамматических ошибок и прочее. В журнал такие оценки не идут. В нашей школе есть инструкция, по которой проверяются тетради. Побеседовать по вопросу успеваемости дочери мама в школу ни разу не приходила. Мы держали связь через дневник, и бабушка бывала в школе» — пояснила пострадавшая учительница.
И все-то правильно получается, все по инструкции, по уставу, а человеческие отношения где же? Разве дети виноваты, что родители вынуждены много работать, чтобы их прокормить, да и сказать, что девочка вообще была предоставлена сама себе, нельзя: бабушка всегда была рядом. Учитель — это проводник детей в мир знаний, а если он постоянно смотрит в инструкции и документы, далеко с ним можно уйти? Вы думаете, второклассник вдается в подробности, где будет стоять оценка? По-моему, уже сам факт ее существования куда для него важнее.
«Ну, какой смысл в оценке?! Это же не война, а просто способ показать ребенку, что он правильно или неправильно выполнил задание. Но все это можно показать любыми другими способами! Вообще, быть учителем — огромная ответственность. И вину за все неудачи своих учеников учитель обязан брать на себя. Если учитель видит, что для ребенка отрицательная оценка — большой стресс, большая травма, то, конечно, лучше ее не ставить!» — отметил психолог.
Разница в выставлении оценок школьникам младших классов и старшеклассникам огромная, критерии их выставления в каждом классе, по каждому предмету различны. Что общего, по-вашему, между «5» по математике и «5» по литературе? По-моему, только то, что цифра одна и та же, а смысл — разный! Первый класс считается адаптационным в учебном учреждении, второй, если можно так выразиться, подготовительным.
Вопрос о системе выставления оценок и их шкале решается на педагогическом совете школы, в который родители не входят. Их мнения не спрашивают и потом, раз данное учебное заведение выбрано, то это автоматически означает, что родители принимают существующие здесь правила и нормы. На первом родительском собрании мамам и папам рассказывают обо всем, что «принято в школе». Если родитель не согласен с чем-либо, например, с выставлением оценок или их шкалой, то придется сменить школу. Ни один орган, ни одна инстанция не вправе вмешиваться в данный вопрос (шкала оценок, периодичность выставления и прочее), если школа действует на основании законно полученных документов!
Я решила узнать мнение родителей по поводу выставления оценок. С вопросом «С какого класса, по-вашему, стоит выставлять в школе оценки?» я обратилась к мамам. «Выставлять оценки нужно не раньше, чем с третьего класса! Ведь они ничего не умеют и только всему учатся! Пока ребенок привыкнет к окружающей обстановке! Раньше ставить точно не стоит!», — сказала мама, ребенок которой через два года пойдет в школу. Более «опытная» мама троих детей уверенно сказала, что «ставить оценки нужно обязательно с первого класса, но только «4» и «5»! Либо не ставить вовсе! Дети ждут оценок как чуда! Если выполнили задание недостаточно хорошо — они сами это чувствуют. Зачем еще ставить двойки? Для них это огромный стресс!». Одна женщина предложила вариант, который лично мне кажется просто идеальным! «Должна быть тайная система выставления оценок! По себе могу судить, что учителя унижают перед остальными детьми ребенка, который получает двойки! Это просто недопустимо! Дети становятся «затюканными», появляются «изгои общества»! При желании дети сами могут поделиться результатами своей успеваемости со сверстниками. К тому же личное отношение к ученику («нравится — не нравится») всегда присутствует у учителей!».

Отметка на всю жизнь!
Вообще, готовы ли дети к оцениванию? «Наверное, этот вопрос стоит задать учителю. Очень многое зависит именно от него. В журнале отметки должны быть обязательно, учитель не может по своему желанию их не ставить. Ставить в журнал оценку и не говорить об этом ученику он не может! Тем не менее, к каждому ребенку нужно подходить индивидуально. Вы сами знаете, что между оценками можно провести большую градацию. Можно поставить три и подразумевать три с минусом, а можно поставить три, подразумевая три с плюсом. А то, какой эмоциональный фон сопровождает отметку, зависит от учителя», — прокомментировала «ЧС» заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы NO 147 Ольга Анатольевна Могулева.
Так, может быть, учительница, ставя ученице второго класса три двойки подряд, имела в виду пятерки или четверки? А двойки были частью «нового воспитательного процесса», который не каждому непосвященному дано понять? Лично у меня создалось впечатление, что молодая учительница не могла дождаться момента, когда согласно существующим в школе документам можно начинать выставлять отметки. Видимо, маленькая девочка просто попалась под руку.

Школа — это очень просто, школа — это очень сложно!
Один мой знакомый, узнав, что я готовлю материал на эту тему, спросил: «А ты ее лично видела?» При этом глаза его блестели, а потом он добавил: «У такой учительницы и я бы поучился! Пусть хоть единицы ставит!» Он сел за компьютер и в поисковике набил три слова «Ирина Исакова фото». И тут же «посыпались» картинки. Нет! Ничего неприличного, откровенно обнаженного там не было… И что тут поделаешь, девушка не виновата, что ее так щедро наградила природа…
Вот как прокомментировала свои фото сама Ирина: «А что в них такого? Я что там, обнаженная? Ничего запрещенного или порочного я здесь не вижу, и даже не задумывалась и не собираюсь об этом думать! Вообще эти фото были размещены на моих страничках в социальных сетях, смотреть их могли только друзья. Как они попали к корреспондентам, я не понимаю, они использовали их без моего согласия. Я одеваюсь вполне прилично. По-вашему, учительница должна быть некрасивой и ходить в мешке? Ничем, порочащим честь, после работы я не занимаюсь, наоборот, веду активный, здоровый образ жизни: посещаю бассейн, играю на фортепиано».
Тем не менее, внешний вид человека напрямую связан с его профессией! Испокон веков существуют морально-этические нормы, которые связаны с высоким званием — учитель! Красота учителя должна проявляться в его гуманности и терпении к своим ученикам, а не в модных нарядах. Не забудем, что к учителю на Руси всегда предъявлялись особые требования… Что дозволено топ-модели, не всегда уместно для педагога…
В учебных учреждениях, которые готовят будущих учителей, обязательным предметом является психология ребенка всех возрастов… Но факт остается фактом, три «2» подряд были, и все «правильное» в этой девушке позволило их поставить. Причем она твердо убеждена, что ничего «незаконного» не совершила, а о том, что творилось в душе девочки после таких «воспитательных» мер, остается только догадываться. «Девочки вообще все намного серьезнее воспринимают, чем мальчики. Безусловно, любая оценка — большой стресс для ребенка, а отрицательная — тем более!» — сказал «ЧС» Никита Лезин.
Как ни крути, школа является частью нашего общества, а значит, должна соответствовать его реальной жизни. Да, выставление оценок — необходимая процедура, но ведь не все то, что необходимо делать по документам, полезно! Отметки ставит не автомат или робот, а живой человек, с чувствами и мыслями, обладающий высочайшим званием — учитель! И ставит он эти оценки тоже не автомату, а человеку. Совсем еще маленькому человеку… И часто эта оценка имеет для маленького человека огромнейшее значение… Не зря Уинстон Черчилль сказал: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министрам остается только мечтать».

По сообщению сайта Информационный портал «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»