Древний человек остается тайной

Дата: 16 февраля 2011 в 16:15

Ученые из-за недостатка данных пока не могут установить облик ранее неизвестного науке и вымершего вида древнего человека, останки которого обнаружены в Денисовой пещере в Алтайском крае, сообщил директор Института археологии и этнографии СО РАН академик Анатолий Деревянко
О том, что в Сибири обитал прежде неизвестный вид людей до того, как территорию заселили представители Homo sapiens, говорится в статье исследователей, опуб-ликованной в журнале Nature 22 декабря. Выводы ученые сделали на основании расшифровки полного генома, сохранившегося всего лишь в двух образцах тканей древнего человека — фаланговой кости пальца руки и коренного зуба, которые ранее были найдены в Денисовой пещере. По данным ученых, новый вид людей является родственным неандертальцам и обитал около 50 тысяч лет назад.
«Какой был «денисовец» (так археологи называют вымерший вид людей), мы сказать не можем», — сказал Деревянко. По его словам, имеющиеся на сегодняшний день останки этого вида людей — фаланговая кость пальца руки и коренной зуб — не позволяют установить его облик. «Нужен еще материал», — отметил академик.
В 2010 году ученые нашли в Денисовой пещере новые останки человека, которые также могли принадлежать «денисовцу» — это еще одна фаланга пальца, еще один зуб и фрагмент черепа, которые в данный момент изучают российские и западные ученые и пока не сделали окончательных выводов о том, кому именно они принадлежат.
Деревянко сказал, что даже и этих останков будет недостаточно, чтобы установить облик вымершего вида людей. «Новые находки тоже не позволят установить облик. Они фрагментарные», — объяснил ученый. «Мы надеемся в дальнейшем найти в Денисовой пещере, в других пещерах материалы, которые позволят восстановить облик», — добавил Деревянко.
В Денисовой пещере ученые ранее обнаружили часть каменного браслета, который, судя по его возрасту, является самым древним из известных на сегодняшний день женских украшений. Как полагают ученые, этим браслетом с бусами из яиц страуса женщины украшали себя 40 — 50 тысяч лет назад, и он также мог принадлежать вымершему виду людей. По словам директора Института археологии и этнографии, этот браслет, как и другие найденные предметы быта, говорит о том, что вымерший вид первобытного человека имел развитую культуру.
По данным авторов опубликованной в журнале Nature статьи, новый вид людей является родственным неандертальцам. Согласно их предположению, он произошел из группы людей архаичного типа, покинувших Африку примерно 300 — 400 тысяч лет назад, которая затем разделилась, по крайней мере, на две части, одна из которых дала начало неандертальцам. Один из авторов публикации, замдиректора новосибирского Института археологии и этнографии Михаил Шуньков, ранее заявил, что только у одного ныне живущего народа, жителей Меланезии, есть общие генетические черты (четыре — шесть процентов) с «денисовцами», тогда как у всех остальных сов-ременных людей, кроме африканцев, где-то от одного до четырех процентов генома неандертальцев.

По сообщению сайта Информационный портал «ЧЕСТНОЕ СЛОВО»