Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Т.Мадылбай: История Сака кыргызов (продолжение)

Дата: 16 февраля 2011 в 16:41

CA-NEWS (KG)
Итак, с историей со Всемирным потопом (по-кыргызски, Топон суу), с Алаем и Гималаем (наверняка, первая и вторая обители благословения), с оставшимися в живых праотцем и его тремя сыновьями (их имена по-разному варьируются), кажись, мы худо-бедно разобрались. К примеру, помимо всего вышеперечисленного еще можно указать на то, что у древних славян существовало поверье, будто Даждьбог был родоначальником и покровителем восточнославянских племен, от которых произошли русские люди – «даждьбожьи внуки» и будто сын его Арий странствовал по миру, пока не осел на реке Ра (т. е. Рангха по-сакски — это Волга), внуки — Кий, Щек и Хорив — основали на берегу Днепра поселение, позднее ставшее городом Киевом («Золотая книга русской культуры. Москва, 2006, с. 17). Тем же, кто еще не верит во все эти «выдумки», как они их назвали, советую обращаться к книгам: Библия (Бытие); Н. Рерих. Древние легенды; Авеста, Душанбе, «Адиб», 1990, и др.)

Теперь нам следует еще разобраться в посолони, т. е. в движении по солнцу. Только так, а никак иначе расходились люди, потомки Трайтаоны, по земле. Они шли по ходу солнца с востока на запад, и в истории не было ни одного случая, чтобы шли наоборот, т. е. не было ни одной великой миграции в этом направлении. Правда, попытки были, но что в таком случае происходило — вы сами прекрасно знаете: гибли цивилизации. Например, Наполеон и Гитлер пытались идти с запада на восток, и оба, как и другие менее известные завоеватели, потерпели крах. Самое интересное то, что почти все они терпели поражение от России и не смогли пройти на восток далее Москвы. Так что у России и Москвы, действительно, «особенная стать», и их «аршином общим не измерить» (Ф. И. Тютчев). В этом отношении русскому народу, как конгломерату славянских, балтийских и особенно сако-сарматских племен, отведена особая спасительная миссия.

Мы почитаем Митру...

Он правит колесницей

С высокими колесами,

Небесной, пролетая

Со стороны восточной

Над каршваром прекрасным

И светлым — Хванирата,

И счастье, Маздой данное.

И с ним победоносность

Сопутствуют ему...

(Авеста, Душанбе, «Адиб», 1990, с. 70)

Да простят меня те, кому эти знаки могут принести неприятные ощущения, но здесь их два, и я прошу взглянуть на них повнимательнее. Первый знак, красный, — это и есть посолонь, а второй, черный, перевернутый в обратную сторону, — это свастика. Посолонь красная потому, что она символизирует солнце, Митру, Михр или Мир по-сакски (Я этот термин использую для того, чтобы привести название языка близко к первоначальному. Иначе, назови я только иранским, сразу создается впечатление, что мы заимствуем из персидского языка. На самом же деле это на нашем родном, древнем языке звучит так.) Изображения посолони встречаются по всем местам обитания саков-ариев. Я же привел изображение посолони на камне, найденном у нас в Кыргызстане (приводится по книге «Жемчужина Центральной Азии», Бишкек, 2007, с. 19), чтобы проиллюстрировать свои же утверждения насчет расселения народов.

Изображение посолони на камне

Второй же символ (его иногда еще называют тибетской свастикой левой руки) — это символ разрушения и смерти. Во всем мире же этот знак стал символом фашизма. «Где бы ни возникала обратная свастика как символ личной или государственной жизни — везде она несла смерть и разрушение. Таково ее предназначение. Таков ее магический смысл» (И и А. Берегини. Тайна Солнцеворота. «Загадочный мир», №25 (61), июнь).

Но вернемся к истории. Таким образом, после того, как вода стала убывать, люди постепенно спускались в долины. Первой долиной, с которой они встретились, надо полагать, оказалась Арианам Вайджу. И дальше уже события разворачивались, как было рассказано в предыдущих частях нашего повествования.

Но какое это имеет отношение к кыргызам, спросите вы. А самое прямое: ведь все события происходят именно в ареале обитания кыргызов, еще прежде называвшихся саками. Кроме того, приведу еще несколько примеров, относящихся именно к кыргызам. Так, известно, что культ, как правило, более стоек, чем религиозные представления. И действительно, основные объекты сакского культа и ныне те же, что и у пастухов каменного века, а именно вода и огонь делали их жизнь в этой суровой реальности возможной. Саки обожествляли воды рек и водоемов как богинь (Апас или Апаш), молились и совершали им возлияния Огонь — другой объект культа — тоже был существенным для жителей как гор, так и степей. Он являлся источником тепла в морозные зимы, на нем готовили мясо диких или домашних животных, составлявших основу питания. В древности, когда возжигание огня оставалось тяжелой работой, люди старались хранить огонь в очаге всегда горящим (при переселении горящие угли переносили в горшке). Культ вечного огня, видимо, был распространен среди саков, которые видели нечто божественное в горящем пламени. Индоиранцы знали его под именем Агни (это слово родственно латинскому игнис, русскому огонь), но саки и зороастрийцы называли огонь Аташ.

Кроме великого Ахура Мазды, в первую очередь, сака кыргызы почитали Апаша и Аташа. Неустойчивость произношения конечного с или ш относится не только к русскому языку, в котором нет межзубного с/ш (зато этот звук сохранился в английском через саксонский язык и некоторых индийских через сако-арийский язык и семитских через скифопольцев), но и к кыргызскому, где этот звук совсем выпадает именно в силу своей неустойчивости. Так и образовались два наиважнейших слова в кыргызском языке: ата (отец) и апа (мать). Следовательно, сака кыргызы двух главных божеств своего культового пантеона почитали как своих самых дорогих существ на свете — как отца и мать. Для сравнения: в узбекском соответственно дада и буба, в казахском — аке и ана.

Кроме того, наименование правителей у саков «образовано от слова «хшайя» — «царь», к которому восходит название касты воинов-кшатриев в Индии и которое звучит в именах скифских царей Арпоксая и др.» (Е. Е. Кузьмина. В стране Кавата и Афрасиаба. Москва, «Наука», 1977, с. 94) Надо полагать, это из записей греков, которые не могут произнести межзубный и даже обычный звук «ш», так как у них в языке вообще отсутствует этот звук, были взяты наименования сакских правителей: «Имена их очень выразительны: Арпоксай, что значит «царь (или владыка) вод», Колоксай – «царь-солнце», Липоксай – «владыка горы» (там же, с. 93). А по-кыргызски и в «Манасе» есть слово «шай», именно в значении «царь», и в современном языке есть слово «шайлоо», т. е. выборы себе царей, правда, сейчас и в недалеком прошлом оно означало «выборы волостных или депутатов». Ведь они тоже являются сегодняшними правителями!

Очень много сходства между саками и кыргызами и в похоронных ритуалах. Например: «Умершего всегда хоронили на его родовом кладбище, рядом с могилами отцов и дедов... Где бы ни пришлось человеку умереть, родственники обязательно привозили его тело, чтобы оно покоилось в родной земле... На похоронах жены церемонию возглавлял вовсе не муж — человек чужеродный, а брат или чаще дядя по матери... Поминальная трапеза повторялась и на седьмой, и на сороковой день, и через год... Вместе с воином хоронили его коня...» (Е. Е. Кузьмина. В стране Кавата и Афрасиаба. Москва, «Наука», 1977, с. 97-99) Разве это не нынешние ритуалы кыргызов, в отличие от других народов, на похоронах?!

И еще: саки в дни весеннего и осеннего равноденствия в котлах варили мясо приносимого в жертву коня, посвященного солнцу, и съедали его, собравшись вместе (Е. Е. Кузьмина. В стране Кавата и Афрасиаба. Москва, «Наука», 1977, с. 109). У кого, как не у кыргызов, до сих пор сохранился этот древний обычай? А многие соседние и родственные кыргызам народы даже не притрагиваются к конине.

И, наконец, последний пример. «Согласно Геродоту, скифы избрали тактику заманивания полчищ персов вглубь своих степей и лихих кавалерийских набегов, остерегаясь решительного сражения... Дарий... решил задеть ратное самолюбие царя скифов Иданфирса, обвинив его в трусости. Ответ царя... был следующий: «... Если бы вам крайне необходимо было ускорить сражение, то вот: есть у нас гробницы предков, разыщите их и попробуйте разрушить, тогда узнаете, станем мы с вами сражаться или нет». По тексту Геродота, царь Дарий не сделал этого, но из слов Иданфирса можно заключить, что прецедент был возможен.

Источники донесли до нас подобный случай, происшедший в монгольских степях в конце I в до н.э. Царь гуннов Модэ в свое время нанес поражение народу ухуаней. Лишь по истечении столетия ухуани оправились от разгрома и решили отомстить гуннам: они раскопали могилу царя победителей. Злопамятность ухуаней была наказана. Двадцатитысячный корпус конницы... вторгся в пределы земель осквернителей. Месть гуннов была жестокой.

...Ч. Валиханов, описывая нападение казахского султана Барака (1770 г.) на киргизов, отметил: «... он (Барак — В.М.) сделался слишком беспечным и, гордясь силою, осквернил святыню киргиз — могилу Кошкар-Ата». Киргизы, прежде отступавшие, напали на лагерь осквернителя, разбили его войска и гнали их до самой р.Или». (В.П.Мокрынин. По следам прошлого. Фрунзе, «Кыргызстан», 1986, с. с. 89-90).

Я мог бы привести еще множество примеров сходства саков и кыргызов, но, думаю, пока достаточно и этого. Так что на этом пока прощаюсь с вами и желаю всего наилучшего. До следующего раза.

В начало

Комментарии:

По сообщению сайта Центральноазиатская новостная служба