Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Покупателей умело разводят на ненужные траты

Дата: 17 февраля 2011 в 08:10

Производители мобильных телефонов долго сопротивлялись нововведению, заявляя, что создать универсальное зарядное устройство технически невозможно и экономически невыгодно. Однако в конце прошлого года Еврокомиссия утвердила новые технические нормы ЕС по мобильным телефонам, и техническое решение проблемы не замедлило себя ждать. Четырнадцать ведущих компаний согласились выпустить в течение 2011 г. на европейский рынок универсальные зарядные устройства. Для их подключения телефон должен иметь литиево-ионный аккумулятор и MicroUSB-порт. Рабочее напряжение устройства составляет 5 вольт, допустимый постоянный ток зарядки – от 500 до 1500 ампер. Сейчас разъем MicroUSB есть не на каждом аппарате, но все новые телефоны (даже самые дешевые) отныне будут в обязательном порядке им комплектоваться. И года через два (это средний срок покупки новых аппаратов в ЕС) все граждане Евросоюза смогут пользоваться универсальными зарядными устройствами. В России тотальный переход населения на новые разъемы займет, конечно, гораздо больше времени. Но ведь у нас европейская универсальность нужна далеко не всем. Тот, кто редко меняет телефон, обычно не путается в проводах, может даже на ощупь отличить свое зарядное устройство и, как правило, бережет его.

В целом же, инициатива унификации «зарядок» затронула очень интересную и животрепещущую тему: сколько лишних и, по сути, одноразовых изделий и «дополнительных услуг» приходится оплачивать современному потребителю. «Уникальные» провода и наушники к мобильникам или стандартные по сути, но индивидуальные по дизайну автомобильные аксессуары – все это приходится приобретать отдельно для каждой модели. Такова политика большого бизнеса: каждая компания стремится обеспечить заказами свои (и ни в коем случае не чужие) предприятия и специально усложняет конструкцию простых по сути узлов, чтобы «чужие» аксессуары к ним не подошли. Тем самым создается и дополнительный спрос. Например, каждый уважающий себя автомобильный концерн на крыше каждой уважаемой модели ухитряется сделать рейлинги такого замысловатого профиля, что к ним подходит единственный багажник. Разумеется, цена этой нехитрой железки прямо пропорциональна цене автомобиля.

Иногда явно избыточной бывает упаковка товара: это практикует, в основном, Китай, которому нужно трудоустроить лишние сотни тысяч работников в «упаковочной» промышленности. Западные производители этим балуются редко: они умеют экономить ресурсы. Зато никто не прочь накрутить на цену товара какой-нибудь дополнительный сервис или издержки по рекламе. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, за девять месяцев прошлого года затраты на рекламу в нашей стране составили 160 млрд руб., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. на 14%. И ведь большая часть этой суммы была включена в цену товаров и услуг, которые мы оплатили, сами того не желая. В сфере услуг еще больше возможностей для навязывания клиенту дополнительных затрат: об этом мы хорошо знаем по опыту общения с банками, страховыми, торговыми и телекоммуникационными компаниями.

Поэтому при желании на потребительском рынке можно добиться значительного сокращения ненужных издержек – унифицируя детали и сокращая избыточные элементы. Это существенно снизит цены на конечные продукты (а значит, и инфляцию) и сэкономит ресурсы. Правда, с другой стороны, такие действия приведут к снижению выручки производителей и посредников, ухудшат макроэкономические показатели и вызовут сокращение рабочих мест (тех, что заняты в производстве «излишних благ»). Поэтому едва ли правительственные структуры (а уж тем более компании) будут увлекаться подобным рационализаторством. Ну кто, например, посягнет на рекламу – двигатель торговли? Или на разнообразие автокомлектующих – этот важный элемент конкуренции? Или, наконец, на показатели экономического роста в стране? Пусть даже этот рост достигается за счет укомплектования автомобилей новыми подголовниками с функцией почесывания затылка или проведения кампании по продвижению на рынок новых брендов туалетной бумаги – все равно это рост ВВП!

Одним словом, на потребительском рынке имеется простор для унификации и сокращения издержек, но заниматься этим всерьез никто не будет, потому что невыгодно. Поэтому победа евробюрократов над разнообразием зарядных устройств для мобильных телефонов – скорее исключение, чем новая тенденция.

По сообщению сайта YTRO.ru