Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Ритейл будет оборачиваться сам

Дата: 17 февраля 2011 в 09:30

Надежды ритейла получить субсидии на оборотные средства в рамках «Дорожной карты бизнеса», похоже, не оправдались. С предложением ограничить оздоровление сферы торговли из средств «Дорожной карты» только затратами на капитальные инвестиции выступил НЭПК «Союз «Атамекен» и уже нашел поддержку в лице председателя контрольной комиссии НДП «Нур Отан», руководителя комитета по финансам и бюджету мажилиса парламента РК Гульжан Карагусовой.

Напомним, поддержка торговых сетей оказалась включенной в «Дорожную карту» в качестве самостоятельной отрасли экономики, нуждающейся в приоритетной финансовой поддержке государства.

Однако, по мнению председателя Национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен» Азата Перуашева, прозрачными могут быть только капитальные инвестиции, оборотные же средства невозможно администрировать, потому что на практике банки не берутся отследить целевое использование средств. «Хотя банки говорят: «мы отследим», – они немного лукавят, так как у них кредитный портфель процентов на 70 – из сферы торговли», – говорит он. Под оборотные средства можно списать что угодно, и будет непонятно, были потрачены деньги на закуп товара или были выведены и обналичены.

Второй момент – 90% отечественных производителей отдают товар под консигнацию, «оборотка» нужна на предоплату для импортных операций. По мнению «Атамекен», получается, что кредитование оборотных средств противоречит стратегии «Дорожной карты», так как предполагает не поддержку отечественных, а поддержку зарубежных товаропроизводителей.

«Мы договорились, что поддерживаем включение сектора торговли в программу «Дорожной карты» не как самоценность, а именно как инфраструктуру по доведению товаров отечественного производства до конечного потребителя», – говорит он.

Для оценки эффективности любого проекта госпрограммы нужно четко видеть ее адресатов. Ситуация с адресатами помощи в данном случае достаточно неясная. Сложно понять, найдутся ли они вообще. Как пояснил «Къ» Азат Перуашев, сейчас активно обсуждается мнение, что адресатами должны быть достаточно крупные торговые сети, а не магазины «возле дома». Сумма кредитов, возможная по этой программе – до 4,5 млрд тенге. В другую госпрограмму – «Оздоровление средних и крупных предприятий, имеющих важное значение для экономики Казахстана» (для предприятий, у которых долги равны или выше 4,5 млрд тенге), – по словам А. Перуашева, торговля не включена вовсе. В рамках же госпомощи по «Дорожной карте» пока не отобрана ни одна торговая сеть, и ни от одной пока такой заявки не поступало, потому что сейчас в проект госпрограммы по итогам пилотного 2010 года вносятся поправки.

Азат Перуашев подтвердил, что помощь будет оказываться только торговым сетям без иностранного участия, однако затруднился ответить, сколько процентов торговых сетей в Казахстане – казахстанские. «Процесс смены собственников идет постоянно, особенно в условиях кризиса – в целом ряде торговых сетей собственники уже сменились, а некоторые находятся в процессе поиска инвесторов. Ситуация еще не устоялась», – говорит он.
Следует отметить, что в торговых сетях сейчас максимум 20-30% товаров – казахстанского производства, многое в Казахстане пока просто не производится. «Если они хотят торговать товарами импортного производства, пусть торгуют за свой счет. Задача же господдержки – поддержать производство», – парирует А. Перуашев.

«С другой стороны, что такое для торговли обанкротиться? Просто сменить хозяина. Ну, закрыл торговый зал, пришел другой хозяин. А для производства процесс банкротства – 2-3 года, потеря квалифицированного персонала, оборудования», – рассуждает он.

При этом он не скрывает, что торговые предприятия, обращаясь в «Атамекен», поднимают вопросы в том числе и по оборотке.

«Торговля свою поддержку уже получила», – убежден глава «Атамекен», – в рамках антикризисной программы». По его данным, из выделенных по ней 117 млрд тенге (что гораздо больше, чем в рамках «Дорожной карты») больше 70% (столько же процентов бизнесменов в РК занято в торговле) средств ушло в сектор торговли.

Азат Перуашев затруднился ответить, какая доля торговых сетей получит господдержку в рамках «Дорожной карты», если она будет направлена сугубо на капитальные инвестиции, а также сколько торговых сетей намерены расширяться в течение ближайших двух лет. «Сложно даже сказать, сколько сетей обратятся за помощью. Могу привести пример – из нескольких сотен тыс. зарегистрированных в РК субъектов МСБ за поддержкой в рамках «Дорожной карты» обратились порядка 730». При этом направление по оздоровлению оказалось самым востребованным – порядка 370 компаний. Однако, если по направлению «экспортная поддержка» более 40% заявок получили одобрение и субсидии в 2010 году, то по «оздоровлению» только 11% прошли отбор и получили помощь», – добавил он.

Между тем, как пояснил «Къ» авторитетный источник из отрасли, 60-80% казахстанских компаний не дают свой товар под консигнацию, в первую очередь это касается товаров первой необходимости, которые имеют хорошую оборачиваемость. Основная проблема торговых сетей сейчас, по его словам, – оборотные средства. Практически все сети «сидят» на аренде, а не строят собственные торговые центры. Из казахстанских сетей активно строились и, возможно, будут расширять сеть дальше только «Магнум», «Арзан» и «Астыкжан». 0 1 2 3 4 5  (голосов: 0)

По сообщению сайта КУРСИВъ