Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

О, спорт, ты... зло? Почему дети гибнут на уроках физкультуры

Дата: 17 февраля 2011 в 11:00 Категория: Новости спорта

За последние три года на уроках физкультуры умерли десять детей. И нынешний год пополнил печальную статистику — 4 февраля во время бега в спортзале киевской школы № 219 остановилось сердце семиклассницы Маши Щуренко.

«АиФ» решил выяснить, почему же физическое воспитание превращается для школьников в борьбу за жизнь.

Раньше, лет 15-20 назад, дети много времени проводили на улице. Играли в прятки и футбол, катались на велосипедах, прыгали на скакалках. А еще посещали спортивные секции, в которых можно было бесплатно заниматься любимыми видами спорта. Сейчас бывшие дома пионеров и многие спортшколы закрыты, все меньше остается стадионов и спортивных площадок. Внес лепту и технический прогресс — ребята буквально прикипели к компьютерам. Родители любимых чад даже в школу стараются доставить на машине. В итоге школьники в движении — всего 1,5-2 часа в неделю (2-3 урока физкультуры). А вместо положенных 10 тыс. шагов в день проходят около 500. И, по мнению доктора медицинских наук, завотделом медицинских проблем здорового ребенка и преморбидных состояний Института педиатрии, акушерства и гинекологии АМН Украины Людмилы Квашениной сердечно-сосудистая система оказывается не готовой к любым физическим нагрузкам и стрессовым состояниям. Особенно она уязвима, если школьник пришел в спортзал после болезни.

И неудивительно, что в целом состояние здоровья детей за последние годы стремительно падает. По данным исследований Института гигиены и медицинской экологии им. А. Марзеева АМН Украины, абсолютно здоровых школьников у нас около 7%. Ученые определили, что за последние 10 лет заболеваемость детей школьного возраста выросла на 26,8%. Если в 1-м классе — около 30 % хронически больных детей, то в 5-м — уже 50%, а в 9-м — 64%. Причем многие отклонения в состоянии здоровья заметны уже к концу 1-го класса. У 11% ребят начинаются проблемы с опорно-двигательным аппаратом, у 25% — с носоглоткой, у 30% — с нервной системой и органами пищеварения, еще у 25% проявляется аллергия.

За время учебы, до конца 9-го класса, у детей в среднем в 1,5 раза падает зрение, в 1,4 раза увеличивается заболеваемость органов пищеварения, в 2,6 раза — эндокринной системы. Кроме того, заметны тенденции в физическом развитии школьников, свидетельствующие об ослаблении выносливости — астеничность, уменьшение грудной клетки, уменьшение жизненной емкости легких и мышечной силы.

Изучив распорядок дня школьников, ученые отметили, что дети слишком загружены уроками и выполнением домашних заданий. Они ежедневно просиживают за партой, письменным столом или компьютером не менее 10-12 часов. В результате формируется синдром хронической усталости. А это значительно снижает резервные возможности организма и бьет по нервной и иммунной системах.

 

 

 

 

 

 

Тем не менее, на обязательных медосмотрах всех перечисленных «букетов» заболеваний словно не замечают.

«На уроках физкультуры школьников распределяют на 3 группы — основная, подготовительная и специальная. В основной, самой сильной, должно быть не более 10% детей, — считает директор Украинского центра спортивной медицины, многолетний врач нашей олимпийской сборной Юрий Дехтярев. — Ведь у подавляющего большинства ребят, примерно у 50-60%, есть отклонения в состоянии здоровья, пусть даже незначительные. Они не в состоянии выполнять нагрузки на уровне абсолютно здоровых детей. И должны посещать так называемую подготовительную группу, где требования намного ниже. Но у нас почти все, за исключением очень серьезно больных, — в основной группе и выполняют одни и те же нагрузки. Это неправильно. Нужна более точная диагностика состояния здоровья, совершенно новые подходы к медосмотру. Мы, врачи спортивной медицины, подготовили целую концепцию, направленную на укрепление здоровья и сохранение жизней школьников. Главное, чтобы наверху нас услышали».

Формальность массовых проверок здоровья детей иногда может привести к непоправимым последствиям. Учитель физкультуры одной из школ Киевской обл., не пожелавший, чтобы в газете указали его фамилию и школу, в которой он работает, рассказал, что в соответствии с данными медосмотра, один из его учеников в начале прошлого учебного года был абсолютно здоровым. После получения справки в поликлинике прошло всего две недели. Мальчик собирался ехать на соревнования, но почувствовал себя плохо, и родители повезли его на обследование в столицу. Оказалось, у него серьезные проблемы с сердцем. Хорошо, что дома не оставили без внимания жалобы ребенка на неважное самочувствие. А то ведь часто бывает: заболела голова — дитя уложат на диван, полегчало — и нет проблем.

Эксперты уверены, что жалобы на плохое самочувствие детей нельзя оставлять без внимания ни учителям, ни, тем более, родителям. «Если сын или дочь жалуются на головную боль, нужно идти с ними на прием к врачу, — считает г-н Дехтярев. — Ведь это может быть тревожный звоночек того, что возникли проблемы с сосудами головного мозга. В случае со смертью в прошлом году школьника на физкультуре в Одесской обл. так и было. За неделю до трагедии он жаловался на сильную головную боль. Но родители к медикам не обратились».

Эксперты также уверены, что кроме усовершенствования медосмотров, не лишним было бы рекомендовать родителям присутствовать при проверке здоровья их детей. Ведь ребенок не всегда может рассказать постороннему человеку (врачу), что и где у него болит. Кроме того, ребят надо учить «прислушиваться» к своему организму. А папы-мамы просто обязаны каждый день хоть на час-полтора «отрывать» детей от компьютера и телевизора и «выгонять» на улицу. Ведь в школах пока только обещают увеличить количество уроков физкультуры, чтобы дети еже-
дневно хотя бы по 45 мин. проводили в спортзале или на стадионе.

И еще один немаловажный фактор — это возможности для спасения детей в школе в критических ситуациях. Как показывают трагические случаи, скорая помощь приезжает, когда уже ничего нельзя изменить. Цена жизни ребенка — считанные минуты. Обычные способы оказания неотложной помощи не срабатывают. «Уверен, что некоторых детей можно было спасти, если бы у физрука под рукой был дефибриллятор, — говорит г-н Дехтярев. — С помощью этого прибора можно «завести» остановившееся сердце. Причем чтобы им воспользоваться, не обязательно быть медиком — устройство предельно просто. Дефибрилляторы всегда есть у спортсменов на тренировках. Ими уже во всем мире пользуются спасатели, во многих странах есть они и в учебных заведениях».Стоит прибор около 3 тыс. долл. Дорого для наших школ? Но находятся же средства на компьютеры, на металлопластиковые окна, на мебель.
 

По сообщению сайта Аргументы и Факты