Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Б.Шерадилов: Правда и вымыслы о пользе перепаспортизации

Дата: 17 февраля 2011 в 11:21

CA-NEWS (KG) — Правда и вымыслы о пользе перепаспортизации

В 2003-2005 годы, по разным оценкам, прибыль от перепаспортизации населения составила от $80 до 150 млн. Прибыль досталась частным лицам. Сегодня инициатива ГРС по перепаспортизации опустошит карманы населения на сумму в $100-200 млн.

Бактыгул Шерадилов, эксперт по управлению

Последние два месяца активно обсуждается инициатива Государственной регистрационной службы КР (ГРС) по перепаспортизации населения. Приводится довод о неудобности пластиковых ID карт (внутренних паспортов) для населения. Статс-секретарь ГРС заявляет, что получить ID-карту стоит 100 сомов за 20 дней. Также было заявлено, что эта сумма не соответствует качеству карточки и не покрывает расходов государство на производство паспортов такого вида.

Подобная словесная риторика вызывает эффект «дежа вю». Граждане страны проходили это в 2003-2005 годах. Как всегда, нам предлагается поверить ГРС «на слово» о необходимости новых документов. Однако нет объективной постановки проблемы, нет расчетов, нет договоров, нет стратегии удешевления государственной услуги по паспортизации населения.

Также обзор электронных СМИ за 2003-2005 год показывает, что целью деятельности органа по паспортизации населения было элементарное выкачивание денег у населения. В те годы, по разным оценкам, прибыль от перепаспортизации населения составила от 80 до 150 млн дол. США. Прибыль досталась частным лицам.

Сегодня, по оценкам разных СМИ, инициатива ГРС опустошит карманы населения на сумму в 100–200 млн дол. США. Речь идет о государственной реформе перепаспортизации граждан КР. Это значит, что каждый гражданин обязан получить новый документ. Все операции (банковские, наследства, дарения, регистрации актов гражданского состояния и т.д.) должны будут проводиться по предъявлению документа нового образца. Уже сейчас дискуссии в социальных сетях показывают резко негативное отношение к инициативе ГРС.

При ближайшем рассмотрении «проблема», озвученная ГРС, весьма похожа на прием «подмена» из арсенала манипуляторов общественным мнением. Суть этого приема заключается в акцентировании внимания на одном из обстоятельств дела при умалчивании других обстоятельств. Таким образом мнимая проблема выставляется в качестве реальной проблемы. Реальная проблема с пластиковыми ID картами заключается не в самой карте как таковой, а в процедурах по ее выдаче. Эти процедуры затратные по времени и деньгам, а порою просто надуманы.

Из истории

Одним из итогов административной реформы 2002–2004 годов стала приватизация (передача в частный сектор) государственной функции по обеспечению паспортами граждан Кыргызстана. В 2006 году правительство страны оказалось под жесткой критикой депутатов Жогорку Кенеша, говоривших о недостатках системы паспортизации. Тогда работники паспортных столов и ГАИРТ (правопреемником которой является ГРС) работали практически без выходных в авральном режиме и обеспечили паспортами всех обратившихся граждан в короткие сроки. Однако это оказалось единственным периодом в истории современной паспортизации, когда граждане Кыргызстана выразили свое удовлетворение услугой паспортизации.

В ноябре–декабре 2008 года и в мае–июне 2010 года в Бишкеке автором проведены обследования среди лиц, обратившихся за паспортами, об уровне их удовлетворения услугой паспортизации, а также хронометраж получения внутреннего паспорта (ID-карты), всех требуемых справок и подтверждающих бумаг. Подобный хронометраж и обследование были проведены в ноябре 2007 года в штате Северная Каролина на предмет получения американской ID-карты. Опыт США (309 млн жителей) интересен в связи с ужесточением законодательства и введением повышенных мер безопасности после воздушных атак террористов на здания Всемирного торгового центра в г.Нью-Йорк.

Изучение процедур паспортизации в Кыргызстане в 2010 году показало, что с 2008 года изменений не произошло. Актуальность исследования все еще сохраняется.

Американская модель

Американская ID-карта является документом, удостоверяющим личность предъявителя, а также подтверждающим легальность пребывания предъявителя в стране. Разница ID-карты от водительского удостоверения заключается в надписи на обратной стороне ID-карты: «Не для управления автотранспортным средством». Между ID-картой и водительским удостоверением не гражданина и гражданина США нет разницы. Единственным признаком для выявления иностранца является срок действия ID-карты, ограниченный сроком его/ее пребывания в стране, указанным в визе.

Размеры американской и кыргызстанской ID-карт и технологии их изготовления одинаковые. Отличаются процедуры работы. Так в США, исследователь был 14-м в очереди. Работало 6 операторов. Они же осуществляли проверку и прием документов и платежа. Получение американской ID-карты заняло 35 мин. Из них 10 мин. ушло на пребывание в очереди к оператору, еще 10-12 мин. заняло рассмотрение документов и прием платежа оператором. Оставшиеся 12-13 мин. заняло фотографирование и ожидание в очереди получения отпечатанной ID-карты.

Для получения ID-карты или водительского удостоверения требуется паспорт с визой и на выбор один из следующих трех документов: договор об аренде жилого помещения, квитанция от электрической компании или квитанция от телефонной компании с указанием фамилии заявителя. Исследователь предъявил только паспорт и приглашение на учебу от университета. Адрес проживания был записан со слов исследователя. Фотографирование произведено на цифровую камеру с выводом изображения прямо на ID-карту. Было предложено на выбор четыре рисунка защитного поля ID-карты. За все заплачено $10. (Минимальная зарплата на тот день составляла $5 в час.)

Кыргызстанская модель

В Кыргызстане на сбор справок, карточек, печатей, копирование и прочие действия, необходимые для подготовки всех требуемых бумаг для сдачи заявления о выдаче ID-карты ушло 8 рабочих дней. На получение каждой бумаги затрачено от 1,5 до 3 часов (проезд до места получения бумаги, стояние в очереди, получение бумаги). Наиболее быстрым был прием платежа государственной пошлины. Это заняло 15 мин. Обследование проводилось в пункте ускоренной выдачи паспортов, а отделение РСК находилось через дорогу. Поэтому время на проезд не учитывается.

В случае утери свидетельства о рождении, время сбора бумаг увеличивается на время получения его дубликата. Например, человек живет в Бишкеке, но родился в Караколе или Джалал-Абаде. Для получения дубликата этому человеку необходимо обратиться в учреждение записи актов гражданского состояния по месту своего рождения, т.е. в Каракол или Джалал-Абад, соответственно.

Все требуемые документы собраны (справки, карточки, квитанции, паспорт, военный билет, свидетельство о рождении и их копии). В день сдачи документов на получение ID-карты, исследователь прибыл в пункт ускоренной выдачи паспортов в 10.00 часов. В очереди к сотруднику МВД для проверки комплектности документов исследователь был четвертым (первая очередь), а к оператору (вторая очередь) не понятно каким, т.к. оператор просто выкрикивала фамилии. К окошку кассы оплаты за срочные услуги (третья очередь) исследователь подошел к полудню. Кассир закрыла кассу прямо перед исследователем в 11.55 часов, утверждая, что уже 12 часов дня и ей надо на обед.

Пришлось повторно возвращаться для оплаты услуги (четвертая очередь) по срочному изготовлению паспорта и далее для передачи квитанции оператору (пятая очередь). Этот этап занял 14 мин., т.к. исследователь без очереди предъявил квитанцию оператору. В назначенный для получения ID-карты день (шестая очередь) исследователь затратил 17 мин.

Заключительным этапом является постановка ID-карты на учет у паспортистки ЖЭК/ДУ/ОсОО. Хронометраж дня сдачи и дня получения ID-карты даны без учета времени, затраченного на проезд.

Выявленные проблемы

Сопоставление американской и кыргызстанской моделей государственной услуги паспортизации населения показывает, что в Кыргызстане искусственно создан монополист по изготовлению ID-карты, который физически находится в здании ГРС. Контракт с английской компанией заключен на изготовление заграничных паспортов.

В 2008 году в течение двух дней производился опрос лиц, сдавших документы в паспортный стол или пункт срочного документирования. Респонденты были определены методом случайной выборки. Всего опрошено 20 чел., из них 10 мужчин и 10 женщин, (18-25 лет, 26-36 лет и свыше 37 лет). Среди опрошенных было 12 кыргызов, 6 русских, 1 украинец, 1 уйгурка). Восемь человек имеют высшее образование, трое студенты, остальные временно не работающие. Все опрошенные выразили свою неудовлетворенность услугой паспортизации, характеризуя ее как «навязанная услуга» и «медвежья услуга». В 2010 году также было опрошено 20 человек. Оценка услуг осталось такой же, как и в 2008 году.

Далее, в 2008 и 2010 годах было отмечено отсутствие ящика для приема жалоб и заявлений граждан как у ГАИРТ (ГРС), так и у ОсОО, изготовляющего ID-карты. По информации работников ГАИРТ функцию приема жалоб и заявлений граждан выполняют работники, находящиеся в комнате с надписями «Справочная» и «Ксерокопия». Однако при обращении к ним с просьбой принять заявление, был получен ответ, что они жалобы и заявления не принимают.

Ответ на заявление, переданное 8 декабря 2008 года сотруднику ГАИРТ о грубости кассиров ОсОО не получен до сих пор (февраль 2011 года).

Таким образом, даже такое «простое» по используемым методам исследование выявило неэффективность осуществления государственной услуги обеспечения паспортами граждан и два нарушения законодательства в пункте срочного документирования.

Первое. Документы на получение ID-карты были сданы 8 декабря. Сама карта получена 18 декабря. Однако на ID-карте указано, что она выдана 9 декабря. Таким образом, технические возможности ОсОО в Бишкеке равны возможностям официальных органов США. В этой связи непонятны причины изготовления ID-карт в 2-х, 4-х, 8-ми и 20-ти дневные сроки. Тем более есть оговорка, что готовые ID-карты выдаются на 3-й, 5-й, 9-й или 21-й дни.

Второе. Нарушается законодательство Кыргызской Республики, регламентирующее порядок работы с письмами, обращениями, жалобами и заявлениями граждан.

Третье. Нарушается право граждан обратиться в суд за защитой прав потребителей. Условием срочного изготовления паспорта является «расписка» о согласии оплатить срочность услуги, в которую внесена оговорка «претензий не имею». Однако подобные отношения должны регулироваться договором между ОсОО и гражданином об услуге срочного изготовления паспорта. Расписка не является договором. Соответственно не выдается копия договора о согласии на оплату услуг паспортизации, заверенная подписью представителя ОсОО и печатью ОсОО, оказывающего платные услуги населению.

Кроме того, после получения как ID-карты, так и паспорта у получателя не остается ни одной квитанции об оплате услуг или получении паспорта. Нет договора, нет квитанции, значит, для суда нет доказательств нарушений. Также нельзя отчитаться в налоговых органах за потраченные средства на паспортизацию, в случае их выделения из кассы организации.

Примечательно, что недовольство населения услугой паспортизации переносится на действия депутатов Жогорку Кенеша, правительства и президента страны в целом.

Рекомендации:

1. Разработать и внедрить индикаторы оценки эффективности услуги паспортизации.

2. Разработать и внедрить в практику подписание договора на оказание услуги по срочному изготовлению паспорта.

3. Сократить перечень требуемых справок или предоставить право выбора одной справки из перечня требуемых справок.

4. Отозвать функцию услуги по изготовлению паспортов из частного сектора.

5. Передать функцию услуги по изготовлению паспортов в Министерство юстиции, отвечающее за регистрацию актов гражданского состояния населения страны.

6. Передать в ведение областных управлений Минюста функцию по изготовлению внутреннего паспорта (ID-карты), а функцию изготовления загранпаспорта закрепить на правах оперативного управления при центральном аппарате Минюста.

7. Провести, с привлечением независимых экспертов, горизонтальный анализ функции услуги по паспортизации граждан страны.

По сообщению сайта Центральноазиатская новостная служба