Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Реформу высшего образования от Табачника забраковали

Дата: 17 февраля 2011 в 13:01

Реформу высшего образования от Табачника забраковали

Вчера комитет Верховной рады по вопросам образования и науки провел открытое обсуждение двух законопроектов о высшем образовании, зарегистрированных в Раде в 2010 году. Участники дискуссии не смогли выбрать приемлемый вариант будущего закона и пришли к выводу, что следует создать новый, учитывающий положительные стороны обоих документов.

Об этом пишет «Коммерсант-Украина».

В расширенном заседании парламентского комитета участвовали представители Министерства образования и науки, молодежи и спорта (МОН), студенческих организаций, руководители школ и вузов. Заседание было посвящено обсуждению законопроектов №7486 и №7486-1 о высшем образовании, зарегистрированных в 2010 году. Законопроект №7486, подготовленный народным депутатом Юрием Мирошниченко (Партия регионов), предлагает заменить аккредитацию вузов аккредитацией специальностей, дать университетам право определять условия поступления и обучения контрактников, узаконить критерии получения образовательными учреждениями национального статуса.

Законопроект №7486-1, разработанный МОН, дает вузам, в частности, право финансовой автономии и предлагает их новую классификацию. Так, университетом предлагается называть вуз, где учатся не менее 10 тысяч человек, академией – не менее 3 тысяч, колледжем – не менее тысячи, профтехучилищем – не менее 500 человек.

Законопроект МОН раскритиковали студенты, которые 31 января провели возле Верховной рады акцию протеста под лозунгом «Знание не товар, вузы – не базар!». Требования студентов прозвучали и на заседании комитета. «Мы против сокращения госзаказа, классификации вузов по количеству студентов, принудительных отработок лекций, пропущенных бюджетниками, и увеличения платы за обучение для контрактников», — заявил представитель студенческого профсоюза «Прямое действие» Вадим Гудыма. Он считает, что интересы студентов не учитывает ни один из проектов закона.

В ответ директор департамента высшего образования МОН Ярослав Болюбаш призвал «не политизировать вопрос». «В реформе образования нам важно объединить европейское качество и национальные особенности. В предложенном законопроекте мы постарались учесть и пожелания администрации президента, и наработки Верховной рады. Если он не устраивает – давайте создадим новый!» — сказал он и добавил, что в Украине вузов «в два раза больше, чем в начале 90-х годов».

Представителей академических кругов больше интересовали практические вопросы. «В законопроектах не указано, как определить качество полученного образования и обеспечить связь между рынком труда и системой образования»,– отметила эксперт Центра образовательного мониторинга Лилия Гриневич. По ее мнению, народным депутатам следует создать новый документ, объединяющий положительные стороны двух законопроектов: рекомендации по студенческому самоуправлению из законопроекта Юрия Мирошниченко и положения об автономии преподавателей и студентов из документа МОН.

Бывший заместитель министра образования Павел Полянский отдал предпочтение проекту Юрия Мирошниченко: «Из двух заготовок выбирать следует ту, которую легче обтесать. У Юрия Мирошниченко лучше прописаны права и академические свободы, а показателем качества образования предлагается считать присутствие вуза в международных рейтингах». По мнению господина Полянского, законопроект №7486 может быть принят Радой за основу с последующими доработками: «Надо добавить, что языком обучения может быть только украинский, но при этом дать вузам возможность вести курсы на иностранных языках, а национальным университетам — присваивать ученые звания и научные степени без согласования с Минобразования. Если мы не доверяем национальным вузам, о чем вообще тогда говорить?»

Законопроект Минобразования раскритиковал член комитета Олесь Доний («Наша Украина-Народная самооборона»). «Попыткой классифицировать вузы по количеству студентов Минобразования пытается устранить неугодных! «Киево-Могилянская академия» по их классификации не может считаться академией. Неужели «Могилянка» дает плохое образование?» — недоумевал Доний. Он предложил альтернативное решение вопроса: «Если мы не можем договориться, давайте установим грант, и пусть новый законопроект напишут представители международной академической элиты или духовенства, а нас будут привлекать только в качестве экспертов!»

По сообщению сайта Подробности.ua