Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Свобода ушла в отпуск

Дата: 17 февраля 2011 в 13:50

Свобода ушла в отпуск

На Берлинском кинофестивале показали «Таинственный мир» лауреата приза Альфреда Бауэра аргентинца Родриго Морено, готового вновь поднять планку Берлинале.

Одна из причин тратить деньги и время на посещение фестивалей – это шанс увидеть кино, которое вы ни при каких обстоятельствах не посмотрите у себя дома. По меньшей мере, на большом экране. Конечно, большинство фестивальных редкостей – заумное барахло, произведенное на свет ради горстки преданных фанатов. Но встречаются и случаи, в которых фильм слишком оригинален для того, чтобы вписаться в любой прокатный план.

Если в нем нет радикальной порнографии или документального насилия, а также громких имен в титрах, — пиши пропало.

Именно таков случай аргентинца Родриго Морено. Ему, правда, нет и сорока, так что еще не вечер: получит кучу наград, понемногу доберется и до нашей провинции. Но пока что за его фильмами приходится ездить в Берлин. Здесь в 2006-м показали его дебют «Телохранитель» — потрясающе атмосферное наблюдение за одним непроницаемым персонажем, который в финале вдруг превращался из охранника некоего политика в его убийцу. Та картина получила на Берлинале приз Альфреда Бауэра – его присуждают за инновацию в искусстве.

Любопытно, поднимет ли нынешнее берлинское жюри уровень трофея для Морено за его второй, еще более необычный, фильм?

Называется он «Таинственный мир», и в заголовке уже заложена маленькая провокация. Решительно ничего загадочного в показанном тут мире нет. Во всяком случае, на первый взгляд. Мы видим на экране быт современного Буэнос-Айреса – прекрасного летнего города, зеленого и расслабляюще-тихого. Но истина, как известно, в глазах смотрящего. Смотрящий тут – даже не сам режиссер и не его прекрасный оператор Густаво Биацци, а герой фильма – молодой, вечно непричесанный, но уже начавший лысеть очкарик с удивленным взглядом (играет его Эстебан Бильярди, известный в Аргентине театральный актер).

Имя героя гарантированно позабавит русских зрителей: его зовут Борис Черненко – хотя он не эмигрант и не иностранец, а коренной обитатель Буэнос-Айреса, ничем принципиально не отличающийся от окружающих его горожан.

Тем не менее, ощущение внезапной чужеродности когда-то привычного города не покидает его. Дело в том, что Борис только что расстался со своей девушкой, и теперь его жизнь погрязла в зыбкой неуверенности. Наверняка он не знает даже того, действительно ли подруга от него ушла – или только взяла неожиданный тайм-аут. Морено не показывает нам ни работу Бориса, ни его родных; живет тот в двухзвездочном отеле.

Выражаясь словами Джима Джармуша, в его жизни наступил «отпуск без конца».

«Таинственный мир» – забавный и поэтичный фильм о непрошенной свободе, для которой, увы, не существует инструкции по применению. Борис рассматривает незнакомых девушек в автобусе или на улице, даже следует за ними, иногда отваживается познакомиться, но дальше знакомства дело не идет. Борис отправляется в книжный магазин, но выносит оттуда только сомнительный бестселлер на спортивную тему. Борис едет к друзьям в Уругвай, но его никто не встречает, а телефоны приятелей отключены. Тогда он возвращается обратно и заходит к одинокому автомеханику, чтобы разделить с тем скудную трапезу и бессодержательную беседу: оказывается, дело происходит в новогоднюю ночь, и никто другой не собирается поздравлять Бориса.

В автомастерскую герой попадает не случайно: празднуя свободу, он купил себе автомобиль – разумеется, подержанный.

Старенькая машина небесно-голубого цвета в чем-то напоминает Renault, но на самом деле эта марка произведена лет тридцать назад в социалистической Румынии и называется Tokha (не ищите ее в Google, это изобретение режиссера). Не успев проехать и десятка километров, авто ломается. Несложная метафора: мы думаем, что сидим за рулем собственной судьбы, но ее механизм может разладиться в любую секунду. А если ты ничем не управляешь, на что она нужна, эта проклятая свобода?

Сколько бы Родриго Морено не иронизировал на эту тему, сам он абсолютно свободен – во всяком случае, как творческая единица.

А любые сомнения прокатчиков, зрителей или членов жюри в ценности подобного кино будут диктоваться исключительно нехваткой этого ценного, но редкого дара.

По сообщению сайта Газета.ru