Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Любовь, смс и весна

Дата: 17 февраля 2011 в 19:30

Галя Галкина
Островок тепла среди зимы, сентиментальности — среди сплошной ментальности, чувств — среди бесчувствия и прагматизма... Ярмарка авторской керамики в преддверии весны и любви, посвященная весне, любви, Международному женскому дню, — в галерее Artfoglio. И вот вы стоите в окружении керамических сердец, ангелов, кроликов, кошек, крыс, клоунов, рыб, фигурок влюбленных мужчин и женщин и прочая, прочая... Вы держите в руках алое керамической сердце — дар для любимой, любимого... А может, это ваше собственное сердце обнажилось, отвечая зову любви и весны?

И особая привилегия для посетителей выставки — возможность пообщаться с художниками, ведь они — эксперты в области чувств, они изучили все заповедные уголки человеческой души и сумели выразить то, что подчас нам не дано... О чем мы молчим, мычим, кричим или плачем. И посылаем эсэмэски — это для нас привычный теперь формат, доступный и лаконичный.
Искусствовед Баян Карибаевна Барманкулова пришла на выставку «на десять минут», а спохватилась лишь через три часа! И схватилась за сердце...

Я клоун, я затейник, я на арену выхожу не ради денег...
(автор керамического клоуна Александр Львович)

— Баян Карибаевна, есть неофициальные праздники, которые становятся воистину народными, как День святого Валентина, который предваряет наступление весны, 23 февраля, почти утративший свое первоначальное значение Дня защитника Отечества, превратившийся в повсеместное выражение любви к мужчинам, 8 Марта — день всенародного признания в любви к женщине. В общем, весна кружит нам голову.
— Чем больше праздников хотя бы словесно напоминают человеку о том, что есть любовь, есть светлые человеческие чувства, тем лучше. Так пусть они будут хоть каждую неделю. Это напоминание, как Родительский день, что есть в нашей жизни то, о чем нужно помнить. Были высказывания против Дня святого Валентина у нас в Казахстане: «Пусть у нас будет свой день — Баян Слу и Козы Корпеша...» Да, пусть будет еще и этот день.
Баян Барманкулова, как никто, понимает ценность этих керамических безделушек.
— Все эти вещи сделаны красиво, занимательно, оригинально, с любовью. Ведь очень приятно лепить из глины, как в детстве. Картину не каждый может позволить себе купить... А вот эту чудесную «чепуху» многие могут приобрести. Это необязательные вещи, но по крупиночке, по кусочку они вносят в нашу жизнь искусство. Каждый может создать себе маленькую коллекцию очень теплых вещичек. Как мозаика создается — из кусочков, осколочков складывается великолепная картина. Встреча с этими художниками дает тебе радость. В их окружении ты думаешь: «Ничего, жить можно. Жизнь прекрасна».
Александр Львович приехал в Алматы когда-то из Львова, многие думали, что художник взял себе псевдоним в честь города Львова, а оказалось, что это его фамилия. И привез неожиданную для Казахстана керамику с европейским оттенком, интонацией.
Потом появились Владимир и Елена Григорьян со своей нежной изысканной керамикой — отправленное или полученное письмецо, часики, небольшие сосуды для ароматических масел.
Я всматриваюсь в фигурки Анны Маргацкой. Наверное, только женщине придет в голову заготовить лапшу из глины, а потом из нее лепить обаятельные фигурки зайцев, крокодила, таксы...
Подходим к столу Всеволода Демидова. Этот человек неизменно притягивает к себе взоры, как экспонат выставки, — всем своим обликом, поведением... Сева Демидов свою жизнь превратил в произведение искусства, раздвинул рамки художнических жанров — до пределов собственной жизни.
Сева восседал на выставке любви и весны в одной из своих удивительных шляп и ярком свитере, связанном по замыслу художника: «Свой свитер придумал, заказал мастерице, а сам буду вязать на пенсии».
Баян Барманкулова комментирует уже не произведения художника, а его самого:
— Сева — наш артист, он как дар. Даже если у меня болит голова, нет настроения, вдруг появляется Демидов, и я понимаю, что жизнь прекрасна. Сева не боится быть для обывателя смешным. Когда вижу его удивительные шапочки, то думаю о себе: «А я не осмелюсь надеть такую!» Он расшатывает наши заскорузлые устои дозволенного, разрушает боязнь показаться смешным — вдруг кто-то подумает, что мы сошли с ума...
Всеволод Демидов вносит уточнение в определение самого себя: «Я — социальный сперматозоид!»
К выставке Сева выполнил множество чудесных открыток — посланий к возлюбленным — в единственном числе, сделанных с выдумкой, остроумно, изобретательно и, конечно же, с любовью! Всеволод Демидов выполняет свои шедевры часто из того, что люди обычно выбрасывают. А он подбирает и превращает в искусство, обогащает культурный слой. «Потом им же продаю за большие деньги» (иронично-доброжелательный комментарий «социального сперматозоида»).
Пуговки, булавки, ленточки, обрывки обоев, пенопласт, пробки от бутылок... Несколько штрихов, нанесенных художником всей палитрой красок. В пространстве кусочка картона размером с открытку это превращается в небольшую картину, полную смысла, ассоциаций, щемящих мотивов...
Супруги Владимир и Елена Григорьян... В руках искусствоведа глиняный листок-свиток, послание из прошлого.
— Очень люблю у них тему посланий. Вот эти свитки... Словно из глиняной грамоты Месопотамии, где они делали целые книги на глине. И вдруг остался от них этот свиток с посланием, который до нас будто ангелы донесли... Вот такая эстетизация письма... Будто вы в раскопках нашли артефакт. Возможно, в собственном огороде ткнули землю, а там послание из прошлого. Очень трогательно.
 Есть у Елены Григорьян письма, их можно видеть на разных выставках... Глиняное письмо, перетянутое бечевкой, глиняная чернильница, ручка с настоящим металлическим пером, которое когда-то скрипело, что-то выписывая на глиняном письме... Конечно, слова любви... Сердечки, ее символ, они всюду, совсем крошечные — на мыльнице, на шкатулке... А вот птичка, на шее которой висит сердечко, вот ангелы, они держат в руках сердце, торжественно склонив к нему голову. Жертвуют им, отдают его людям.
Баян Барманкулова называет подобные произведения малой формы «безделушками»:
  — Но они греют душу. Конечно, есть высокое искусство, например — «Явление Христа народу». Но мы не можем постоянно жить с этим... А живем мы в окружении небольших милых вещей, наполняем свой дом теплыми безделушками. Они, наверное, не спасут нас от каких-то бед и проблем. Но каждый день они согревают нам душу. Забота о каждом дне — это замечательно.
Керамические изделия супругов Сергея Ледяева и Светланы Плотниковой тоже полны любви. Шкатулка в виде ангела, в нее можно положить кольца. А можно и не использовать как шкатулку. Открыл, а там уже есть богатство. Чайнички, ваза-витраж Светланы Плотниковой. Ангелы и кошки в сердечках Сергея Ледяева. Удивительная керамическая бижутерия Светланы. Ласточки, маки, фиалки, улитки, птички... По словам искусствоведа, мир необязательных, не прагматичных вещей.
— Но это мир, создающий тонкий эстетический слой в каждом доме. Остроумно, изящно... Пусть в наших домах будет как можно больше таких безделушек, полных тепла и любви.
Я рассматриваю фигурку женщины... В той части, где она вынашивает дитя — выдвижной ящичек. И еще, там, где находится сердце, тоже выдвижной ящичек. Руки сами тянутся посмотреть, что же лежит в нем. А там птичка — наше трепетное сердце, поющее или плачущее иногда, сердце, готовое выпорхнуть из груди, как птичка из шкатулки... Птицы — любимая тема Светланы Плотниковой. Птичка — наше сердце, оно повсюду.
Всеволод Давыдов:
  — Здорово, что есть такие праздники, которые мы посвящаем любви. Они, наверное, возникают для того, чтобы напомнить об этом людям, которые в суете сует забывают, что есть такое чудо на Земле. Но я стараюсь, чтобы каждый день был днем любви, стараюсь дарить любовь. Желаю всем жителям нашего города, страны, планеты, вселенной, чтобы это чувство никогда не ушло из нашей жизни. Любовь — в основе своей бескорыстное чувство. Мы любим не по каким-то причинам, а вопреки всему, просто потому, что любим. Любовь — это Божий дар, и хорошо, что он есть.
— Как Вы относитесь к тому, что даже в школах, институтах в эти дни — в День святого Валентина, 23 февраля, 8 Марта — царит ажиотаж, все дарят друг другу подарки и послания.
— Молодые создания еще не научились обуздывать свои эмоции, хотя когда по-настоящему влюблен, сложно контролировать чувство... Но тормозить, подавлять это абсолютно бесполезно. Человек должен пройти через этот опыт. Пускай будет то, чему суждено быть...
Ребенок входит в эту жизнь, которая полна правил, придуманных взрослыми. Ты входишь в эту жизнь, хочешь быть взрослым и вынужден подчиняться этим правилам, чтобы войти в этот мир. Допустим, своими открытками я стараюсь эти барьеры переступать. Показываю, что можно вот так, а можно иначе... Совсем не обязательно слепо следовать каким-то общепринятым вещам. Любовь — это чувство, которое стимулирует творчество.
С Еленой Григорьян мы говорим о прагматичности нашей действительности, жесткости... Но художники этой выставки не подчиняются требованиям времени...
Елена Григорьян:
Существует дефицит каких-то теплых, маленьких вещей. Сегодняшнее время постмодернистической культуры навязывает тенденции монументальности, огромных размеров, монументальной живописи, которая заставляет тебя думать так или иначе, подчиняет моде больших, крупных, активных вещей. Но хочется поплыть против течения. И сказать что-то свое вопреки, выступить с малой формой, которая, может быть, ненавязчиво, но говорит о главных вещах внутри человека, обращается в глубину человеческой души.

Фоторепортаж Аркадия Галкина

По сообщению сайта Новое поколение