Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Не все проедаем

Дата: 18 февраля 2011 в 00:40

Не все проедаем

Расходы россиян на еду и алкоголь сокращаются. Все больше они тратят на «необязательные товары» – на автомобили, а также на турпоездки и развлечения, подсчитал Росстат. Но до уровня жизни в развитых странах им далеко: на еду россияне тратят 30% своих доходов, европейцы – в два раза меньше, жители США – 5%.

Российские граждане перестали проедать все свои доходы. «Значительно сократились расходы на покупку продуктов питания и алкоголя», – сообщил в четверг глава Федеральной службы государственной статистики Александр Суринов. По словам Суринова, за последние десять лет

сократилось потребление хлеба, картофеля, выросло потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса.

Такая тенденция – хороший знак, свидетельствующий о росте уровня жизни россиян, поясняет Суринов. Чем богаче население, тем меньше оно расходует на продукты питания. Суринов представил график затрат на продовольственные товары в разных странах. В США и Люксембурге граждане тратят на продукты менее 5% своих доходов. В структуре расходов россиян продукты питания (и безалкогольные напитки) десять лет назад занимали 43%, в 2010-м – 30,5%.

«При этом в России растет доля необязательных расходов», – сообщил Суринов. Например, автомобилей.

В последние годы был сделан рывок в покупке авто, уточнил Суринов. В 2006-м на эти цели уходило 4,34% от всех расходов граждан, а в 2010-м уже 5,38%.

Больше стали тратить и на увеселительные мероприятия, на турпоездки.

При этом в последние годы реальные доходы россиян не растут.

Среднемесячная начисленная номинальная зарплата в январе 2011 года составила 20782 руб, что выше на 10,2%, чем год назад. Но рост зарплат почти съела инфляция. По итогам 2010 года она составила 8,8%.

А реальные располагаемые денежные доходы российского населения, рассчитанные за вычетом обязательных платежей и скорректированные на индекс потребительских цен, в январе были даже на 5,5% меньше, чем годом ранее.

К богатым Росстат относит тех, у кого ежемесячный доход свыше 35 тысяч рублей, а бедные те – у кого до 6 тысяч рублей в месяц, пояснил Суринов. Он признал, что

в России наблюдается «серьезная дифференциация уровня доходов». «Мы в этом похожи на американцев и очень сильно отличаемся от европейцев»,

– заключил глава Росстата.

«В ЕС гораздо выше налоги и социальные (например, пенсионные) трансферты, что приводит к более равномерному распределению доходов», – говорит ведущий эксперт ЦМАКП Александр Апокин.

И потребительские корзины в России и Евросоюзе различаются существенно. В России статистика излишне политизирована, говорят эксперты. «У нас власти решают, по каким параметрам рассчитывать потребительскую корзину, потому что она служит для оценки уровня бедности (в зависимости от размера прожиточного минимума) и в определенной мере – для расчета уровня инфляции.

В Германии потребители сами решают, что будет входить в эту корзину и ведут дневник своих расходов на товары и услуги. И это входит в отчетность статистических ведомств»,

– говорит глава департамента госконсалтинга ООО «Бизнес-решения» Алексей Калинин. Поэтому в Европе статотчеты ближе к реальности.

«В ЕС средняя доля расходов домохозяйств на продукты питания вдвое ниже, чем в России. Доля услуг – половина против четверти у нас. Расходы на ЖКХ различаются не так уж сильно – 15% против 9% в России», – говорит Апокин.

И в целом эксперты не разделяют оптимизма главы Росстата. «Если брать статистику за 10 лет, то, конечно, за такой огромный отрезок времени многое изменилось к лучшему. Но корректнее было бы сравнивать прошлый год, скажем с докризисным 2007-м», – говорит партнер, глава департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.

По сообщению сайта Газета.ru