Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Гарантии из воздуха // «Аэрофлот» надиктовал правительству условия закупки российских самолетов

Дата: 18 февраля 2011 в 07:22 Категория: Новости политики

«Аэрофлот» готов закупать самолеты отечественного производства только при выполнении ряда дополнительных условий, уведомил вице-премьера РФ Сергея Иванова глава компании Виталий Савельев. Крупнейший в России авиаперевозчик, в частности, предлагает снизить цены на продукцию отечественного авиапрома за счет обнуления таможенных пошлин на импортные комплектующие, а также требует гарантий по срокам поставки самолетов и обеспечения соответствия реальных летно-технических характеристик заявленным. Сергей Иванов уже дал поручение учесть эти требования в госпрограмме развития авиапрома. О том, что «Аэрофлот» выдвинул правительству ряд условий своего участия в программе закупок отечественных самолетов, в рамках которой он планирует приобрести в 2011-2020 годах до 126 воздушных судов, следует из письма главы компании Виталия Савельева на имя вице-премьера Сергея Иванова от 24 декабря 2010 года (имеется в распоряжении «Ъ»). Программу по закупке самолетов российского производства до 2020 года «Аэрофлот» направил в правительство прошлым летом. Из нее следует, что в ближайшие десять лет парк воздушных судов авиакомпании пополнится 40 Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100), 11 Ан-148, 25 Ан-140 и 50 перспективными МС-21 (планируется к поставке с 2016 года). Согласно письму, одно из ключевых требований «Аэрофлота» — «предложение конкурентной стоимости самолетов по сравнению с западными аналогами». Это, по мнению Виталия Савельева, достижимо за счет обнуления таможенных пошлин и НДС на импортные комплектующие, используемые в российских самолетах. Еще одно условие — обеспечение конкурентоспособных цен на запчасти и «поддержание летной годности российских самолетов по сравнению с зарубежными аналогами». Российским поставщикам придется также подумать об обеспечении подготовки авиационных специалистов (включая летный состав), а также создании и предоставлении в пользование «Аэрофлота» учебных тренажеров. И, наконец, авиаперевозчик настаивает на уплате минимальных авансовых платежей, требует гарантий по срокам поставки воздушных судов и обеспечения соответствия реальных летно-технических характеристик заявленным. Правительство уже отреагировало на требования «Аэрофлота». В конце января Сергей Иванов поручил учесть их в госпрограмме «Развитие авиационной промышленности», разработка которой сейчас ведется в соответствии с распоряжением правительства РФ от 11 ноября прошлого года (поручение господина Иванова N СИ-П7-197 от 20 января имеется в распоряжении «Ъ»). Минпромторгу, Минэкономразвития и Минтрансу дано указание проработать предложения «Аэрофлота» совместно с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) и «Ростехнологиями». Напомним, что госкорпорация собирается закупать самолеты в интересах «Аэрофлота» — соответствующее соглашение заключено сторонами в прошлом году. В самой ОАК требования «Аэрофлота» называют «вполне оправданными и соответствующими мировым стандартам». «Для ОАК наиболее серьезной проблемой является налаживание системы постпродажного обслуживания воздушных судов и поставки запчастей. Но определенные шаги уже предприняты. В частности, для проекта SSJ-100 российская сторона воспользуется опытом своих итальянских партнеров из Alenia Aeronautica (партнер по СП с ЗАО «Гражданские самолеты Сухого».— «Ъ»)»,— заявил «Ъ» представитель корпорации. В «Ростехнологиях» «Ъ» сообщили, что ведут консультации с «Аэрофлотом» в рамках выполнения поручения вице-премьера. Предложение «Аэрофлота» об обнулении импортных пошлин на запчасти даст ему как эксплуатанту воздушных судов экономию 10-12%, подсчитал источник «Ъ», близкий к ОАК. В составе SSJ-100 на долю импортных комплектующих приходится не менее 70%, а по Ан-148 — около 40%, поясняет он. В ОАК уточнили, что поставки комплектующих для SSJ-100 освобождены от уплаты импортных пошлин на основании специального постановления правительства РФ, но они облагаются НДС в размере 18%. Поставки украинских комплектующих для Ан-148 полностью освобождены от уплаты таможенных платежей, но ими облагаются поставки деталей из Франции, США и ряда других стран (плюс НДС). При этом для эксплуатантов действует 10-процентная таможенная пошлина на ввозимые запчасти плюс НДС в размере 18%. «В мировой практике требования, выдвинутые «Аэрофлотом» к авиапроизводителям, обычно прописываются в контрактах на поставку, которые предусматривают ответственность со стороны нарушителей в виде штрафов»,— отмечает глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Однако, добавляет эксперт, в случае с российским авиапромом, контролируемым государством, обращение «Аэрофлота» на высший правительственный уровень с целью получения гарантий вполне оправданно. «Примеров невыполнения обязательств со стороны отечественных авиастроителей очень много, и в большинстве случаев они выходили сухими из воды»,— говорит Олег Пантелеев. Так, изначально предполагалось, что SSJ-100 совершит первые коммерческие рейсы в конце 2008 года, но сертификация лайнера задерживалась. При этом за последние годы ГСС набрал больше 100 твердых контрактов (в том числе от «Аэрофлота» на 30 машин). Прошлой осенью «Аэрофлот» публично пригрозил ГСС штрафом за срыв поставок самолетов и усомнился в летных характеристиках ожидаемых к поставке машин. Тогда в авиакомпании «Ъ» пояснили, что SSJ получился тяжелее, чем было заявлено, что влечет за собой увеличение расходов топлива (см. «Ъ» от 28 октября 2010 года).

По сообщению сайта Коммерсантъ