Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Союз «Атамекен» о необходимости разработки Коммерческого (предпринимательского) кодекса

Дата: 18 февраля 2011 в 07:41

www.atameken-kz.com, 17 февраля

Министерство юстиции Республики Казахстан
На Ваш исх. № 8-5-4/И-672, от 08.02.2011 года

Национальная экономическая палата Казахстана «Союз «Атамекен» ранее уже направляла в адрес Министерства юстиции РК позицию, относительно необходимости разработки Коммерческого (предпринимательского) кодекса. Дополнительно сообщаем следующее.
Основная идея правового регулирования Предпринимательского кодекса Республики Казахстан сводится к созданию комплексного единого законодательного акта, призванного урегулировать социально-экономические и связанные с ними политические отношения, возникающие в связи с предпринимательством как социально-экономическим явлением.
Субъектами экономической жизни являются потребители, предприятия и государство. Предприятия (или субъекты предпринимательской деятельности) являются связующим звеном между основными потребителями создаваемых обществом материальных благ, и государством – источником регулятивного и фискального порядка. Таким образом, предпринимательство выступает как самостоятельное экономическое и социальное явление, отнюдь не тождественное всей экономической деятельности как таковой.
Гражданское законодательство Республики Казахстан, как составная часть частного законодательства, должно служить основой Предпринимательского кодекса, как комплексной отрасли Казахстанского законодательства. Вместе с тем, ряд понятий и норм Гражданского кодекса Республики Казахстан должны быть изменены в связи с разработкой и принятием Предпринимательского кодекса Республики Казахстан. Переработке будет подвергнуто само понятие предпринимательства, уточнены виды и формы юридических лиц в целом и коммерческих в частности. Необходимо дать новое содержательное наполнение правам собственности и другим вещным правам с учетом сложившейся практики их применения.
Субъектами права, на которых распространяется действие указанного законопроекта, являются, в первую очередь, коммерческие юридические лица и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица. Кроме того, частично действие Предпринимательского кодекса Республики Казахстан должно распространяться на некоммерческие организации в части осуществления ими предпринимательской деятельности, а также на физические лица в связи с защитой их прав как потребителей, иностранные государства, их союзы и международные организации.
Конструктивной переработке следует подвергнуть обязательственное право, особенно предпринимательские договоры. Это связано как с реальной практикой заключения и применения предпринимательских договоров, так и с необходимостью их более детальной регламентации оных. К тому же, данные договоры должны обеспечивать защиту прав потребителей.
В качестве примера можно привести ситуацию с так называемыми «договорами присоединения», заключаемыми с банками на оказание банковских услуг. Несмотря на то, что Гражданским кодексом РК установлено, что договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, договора на оказание банковских услуг не подлежат обсуждению и физические/юридические лица заключающие договора с банками вынуждены заключать договора, без возможности внесения в них каких либо изменений и/или дополнений.
Предпринимательская деятельность представляется как поощряемое государством социально-экономическое явление в определенных законодательством сферах экономики и запрещаемое законодательством в иных экономических сферах. В противном случае, необходимо признать торговлю наркотическими средствами и оружием массового поражения как вид предпринимательской деятельности.
В этой связи предлагаем первоначально разработать проект концепции Предпринимательского кодекса Республики Казахстан. Для предварительного его обсуждения с консолидированными союзами предпринимателей и всем бизнес-сообществом Казахстана. С позиции НЭПК «Союз «Атамекен» целями правового регулирования Предпринимательского кодекса Республики Казахстан могут стать:
1. Создание кодифицированного акта, комплексно регулирующего отношения в сфере предпринимательской деятельности.
2. Упорядочение правового регулирования предпринимательской деятельности в связи с привязкой законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, к понятийному аппарату Гражданского и Предпринимательского кодексов Республики Казахстан.
3. Решение задачи оптимизации механизмов государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Задачами Предпринимательского кодекса могут быть названы:
· сведение нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательские отношения в единый кодифицированный нормативный правовой акт;
· использование единого понятийного аппарата в отношениях, регулирующих предпринимательскую деятельность;
· устранение противоречий внутри массива законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность;
· нормативное закрепление понятие предпринимательской деятельности как самостоятельного социально-экономического явления;
· юридико-техническое определение предпринимательской деятельности и ее видов, допущенных государством как легитимных, а также определение запрещенных видов хозяйственной деятельности;
· учет требований международного опыта правового регулирования предпринимательской деятельности;
· определение приоритетов и гарантий государственного регулирования экономики;
· оптимизация договорного регулирования предпринимательской деятельности;
· определение принципов, обеспечивающих защиту и развитие предпринимательской деятельности;
· укрепление правовой защиты предпринимательской деятельности;
· уточнение организационно-правовых форм юридических лиц, могущих участвовать в предпринимательской деятельности.
В этой связи предметом правового регулирования Предпринимательского кодекса Республики Казахстан по нашему мнению, должны являться следующие виды общественных отношений:
1. Отношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности, включающие:
· правовое положение участников торгового оборота, инвесторов и иных участников предпринимательских отношений.
· основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, возникающих в процессе предпринимательской деятельности.
· предпринимательские обязательства.
· отношения, возникающие во внешнеэкономической деятельности.
2. Отношения, возникающие в сфере хозяйствования, тесно связанного с предпринимательской деятельности, включающие:
· отношения по защите прав потребителей (преимущественно физических лиц), возникающих в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
· отношения между субъектами предпринимательской деятельности и международными неправительственными организациями и их союзами.
3. Отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности, включающие:
· государственную регистрацию создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательской деятельности.
· лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности и установление государственного контроля за указанными видами предпринимательской деятельности.
· антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности.
· государственное регулирование ценообразования.
· государственное регулирование налогообложения, бухгалтерского учета и аудиторской деятельности.
· государственную поддержку приоритетных видов предпринимательской деятельности (дотации, субсидии, налоговые льготы и т.п.).
· государственное кредитование приоритетных направлений предпринимательской деятельности (жилищное и дорожное строительство; энергетика).
· государственный запрет на занятие определенными видами деятельности (наркотические и психотропные средства, торговля людьми, торговля и создание оружия и т.п.).
· государственный контроль, надзор и осуществление проверок за деятельностью субъектов частного предпринимательства.
Социально-экономические последствия принятия Предпринимательского кодекса Республики Казахстан:
1. Единый документ позволит создать ясные и четкие правила поведения участников предпринимательской деятельности.
2. Предпринимательская деятельность получит более социальный вектор своего развития.
3. Четкие правила поведения позволят стабилизировать меняющееся предпринимательское законодательство и обеспечить динамичное развитие Казахстанской экономики и как следствие повысить уровень жизни населения.
Политическими последствиями принятия Предпринимательского кодекса Республики Казахстан станет унификация Казахстанской правовой модели с развитыми государствами мира. Кроме того, развитие предпринимательского законодательства позволит более эффективно взаимодействовать с международными экономическими организациями, в частности со Всемирной торговой организацией, большинство членов которой принадлежат к континентальной правовой модели.
Юридические последствия принятия Предпринимательского кодекса связаны с укреплением кодификационной техники в Казахстанской законодательной практике в целом. Предпринимательский кодекс Республики Казахстан должен стать стержнем правовой системы экономического блока и логическим продолжением Гражданского кодекса Республики Казахстан. Его принятие явится не менее значимым событием в Казахстанской законодательной практике, чем принятие Гражданского и Налогового кодексов.
Учитывая характер и важность разрабатываемого документа, полагаем необходимым к разработке проекта Предпринимательского кодекса Республики Казахстан привлечь следующие органы в обязательном порядке:
Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан;
Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан;
Министерство юстиции Республики Казахстан;
Министерство финансов Республики Казахстан;
Министерство внутренних дел Республики Казахстан;
Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан;
Министерство здравоохранения Республики Казахстан;
Верховный Суд Республики Казахстан;
Генеральная Прокуратура Республики Казахстан;
НЭПК «Союз «Атамекен»;
Институт законодательство Республики Казахстан;
Казахстанский Гуманитарный Юридический Университет.

Председатель Палаты А. Перуашев

По сообщению сайта Nomad.su