Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Под ногами Гаева горит подземка

Дата: 18 февраля 2011 в 16:10

Под ногами  Гаева горит подземка

Генеральная прокуратура потребовала от Следственного комитета и МВД привлечь экс-начальника Московского метрополитена Дмитрия Гаева к ответственности по факту злоупотребления должностными полномочиями. В ведомстве считают, что бывший руководитель столичной подземки «создал в организации систему личного обогащения», из-за которой московский бюджет потерял больше 100 млн рублей. Сам Гаев от комментариев отказался, сославшись на диспансеризацию.

Генеральная прокуратура в пятницу выступила с официальным заявлением, где сказано, что усмотрела в действиях Гаева нарушение ст. 201 (злоупотребление полномочиями) Уголовного кодекса и закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»: «Гаев, являясь начальником ГУП «Московский метрополитен», исполнял свои обязанности недобросовестно. Так, вопреки интересам унитарного предприятия и используя свое служебное положение, он создал систему личного обогащения за счет возглавляемой им организации». Как подсчитали прокуроры, в результате действий экс-начальника подземки бюджету Москвы был нанесен ущерб в размере 112 млн рублей.

Заявления с требованием начать против Гаева уголовное делопроизводство направлены в Следственный комитет (СК) и МВД, сообщили в Генпрокуратуре.

Как сказали «Газете.Ru» представители СК, в ведомстве пока не получали прокурорских запросов, но «уже изучают появившуюся информацию».

Проверки в ГУП «Московский метрополитен» начались в октябре 2010 года. Сергей Собянин потребовал от Генпрокуратуры разобраться в том, как предприятие использует субсидии на развитие метро. Мэр, заявивший о необходимости увеличить темпы строительства линий подземки, усомнился, что выделенные на это деньги будут использованы эффективно. Аргументы Гаева о том, что стоимость строительства одного километра линии метро в Москве составляет около 5 млрд рублей, а разработка и согласование проектной документации занимает (из-за издержек федерального Градостроительного кодекса) около 4 лет, после чего устаревает и требует корректировки, градоначальник выслушал без особого интереса, как и предложение активнее заняться строительством более дешевых линий скоростного трамвая и «легкого метро». Видимо, решение о том, как мотивировать руководство метрополитена к экономии, было принято заранее. «Чтобы вам не было скучно работать, предлагаю вместе с департаментом транспорта и Счетной палате провести проверку работы метрополитена», — заявил Собянин.

После этого эксперты заговорили о том, что за аудитом последует кадровая чистка.

Спустя полтора месяца Генпрокуратура поставила перед мэром Москвы вопрос об увольнении главы столичной подземки. В письме, направленном надзорным ведомством в адрес Собянина, говорилось также о необходимости устранения выявленных нарушений, защите государственных интересов, а также взыскании с Гаева убытков, причиненных предприятию. Выводы прокуроры сделали на основании проверки деятельности ГУП «Московский метрополитен» за последние 10 лет.

Прежде всего, прокуратура предъявила претензии лично к Гаеву: как указывалось в сообщении ведомства, он имеет «корыстный интерес» и присваивает чужие изобретения.

В частности, отметили в Генпрокуратуре, «руководитель ГУП «Московский метрополитен» при исполнении своих обязанностей действовал недобросовестно, ущемляя интересы унитарного предприятия, в том числе в целях личного обогащения. Он создал систему, при которой различного рода технические разработки, поставленные и внедренные за счет средств ГУП, оформлялись как его личное изобретение, в ущерб интересам возглавляемого предприятия».

В итоге Гаев стал патентообладателем и начиная с 1999 года получил от возглавляемого им ГУПа 112 млн рублей, заявляла тогда Генпрокуратура.

Кроме того, прокуроры установили, что с 2000 года руководство метрополитена ежегодно без согласия столичного правительства сдавало в аренду помещения. Также ГУП до сих пор не оформил право хозяйственного ведения на 71 станцию и почти две сотни перегонов, заявили в прокуратуре. А 34 земельных участка, по данным ведомства, предоставленных подземке в аренду, до сих пор не поставлены на кадастровый учет, из-за чего не регистрируются и договоры аренды.

Гаеву предъявили и ставшие модными в последнее время обвинения в нарушении требований к проведению торгов. «Предприятие необоснованно устанавливает дополнительные требования к участникам торгов, приводящие к ограничению конкуренции и сокращению количества потенциальных участников», — пришли к выводу прокуроры. Так, в 2008—2009 годах на оплату услуг по инкассации без конкурса было израсходовано 300 млн руб., по страхованию — 70 млн руб. При этом организации, оказывающие эти услуги, отбирались без проведения открытых торгов. На предприятии не был создан резервный фонд за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли, а также фонды развития производства, развития социальный сферы и материального поощрения.

Также в Генпрокуратуре тогда отметили, что Гаев недостаточно заботился об обеспечении безопасности пассажиров и движения поездов. Из-за чего за последние два года рост травматизма составил более 12%. В довершение всего договоры об охране подлежащих государственной охране объектов метрополитена заключались с собственным ЧОПом.

6 февраля 2011 года Счетная палата объявила о завышении смет в метро на 225%.

В ведомстве подсчитали, что московское транспортное ГУП сократило объем перевозок, но увеличило выручку на 39%, в первую очередь за счет повышения тарифов. Председатель контрольно-счетной палаты Москвы Виктор Двуреченских заявил, что руководству ФГУП «следовало привлекать больше инвестиций, а не повышать стоимость проезда». «Резервы для снижения цены проездного на метро имеются. Фактически если в течение пяти лет строить линию, не прерывать строительство и не замораживать объекты, то получается 30-процентное снижение», — сказал Двуреченских. По мнению Счетной палаты, завышались расходы по сметам на строительство. При ремонте путей в московском метро было выявлено завышение по зарплате в два раза — на 25 млн рублей. «Если одна часть денег шла на зарплаты, а вторая на какие-то счета, безусловно, будет уголовное разбирательство», — пригрозил аудитор. На следующий день Гаев ушел с должности с формулировкой «по собственному желанию».

Экс-начальник метрополитена прокомментировать заявление Генпрокуратуры в пятницу не смог. Ответив на телефонный звонок корреспондента «Газеты.Ru», Гаев извинился, сообщив, что он не может разговаривать, «так как очень занят». «Я в больнице на диспансеризации», – сказал он.

По сообщению сайта Газета.ru