Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Советского мастера модернизировали для Италии // «Александр Дейнека» в Риме

Дата: 19 февраля 2011 в 07:10 Категория: Новости стран мира

В римском Выставочном дворце началось первое большое событие года России в Италии и Италии в России. Выставку «Александр Дейнека. Советский мастер модернизма» открыли президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Италии Сильвио Берлускони. Сразу же вслед за ними ее осмотрела ТАТЬЯНА МАРКИНА. Год России в Италии открыли не выставкой древнерусских икон или русского авангарда, а выставкой мастера советского до мозга костей. Александр Дейнека уникален: его творчество сочетает искреннюю приверженность советской идеологии с прирожденной приверженностью европейскому модернизму. В пользу этого проекта было то, что Италия переживала периоды тоталитаризма одновременно с нами и дейнековский новый мир, до предела ясный и полный трудом и спортом, итальянцам тоже близок. Ну и наконец, проект этот был свежим, практически готовым и вполне экспортного качества. Выставка началась с того, что издательская программа «Интерроса» Благотворительного фонда Владимира Потанина опубликовала графику Дейнеки из собрания Курской картинной галереи, после чего она была впервые в таком масштабе показана в Третьяковской галерее. Вторым этапом стали том и выставка живописи, сделанные совместно с Третьяковской галереей, Русским музеем и другими крупными музеями. Впереди — том про монументальное искусство и скульптуру Дейнеки, а пока итальянцам была предоставлена возможность выбрать любые произведения художника и развесить их в Выставочном дворце Рима. Прямо перед приездом президента Медведева в Рим растяжку на Выставочном дворце сменили — и вместо мрачного лица какого-то мексиканского бога фасад дворца украсился щуплыми мальчишескими спинами, гладью моря и самолетами. Выставка называется «Советский мастер современности» — впрочем, слово modernita хочется переводить не как «современность», а как «модернизм». Итальянский куратор Маттео Лафранкони сделал из нашего мечущегося экспериментатора Александра Дейнеки настоящего, качественного европейского модерниста. Картины расположены по хронологии, с выделением главных тем — «спорт», «пионеры», «война», «зарубежные командировки». Никаких иллюстраций к «Безбожнику у станка» — нехорошо, в двух шагах от Ватикана. Зато есть картина с изображением знаменитого спортивного стадиона имени Муссолини. Массивные тетки в «На стройке новых цехов» и малахольные «Текстильщицы», «Футболист», бьющий мяч выше колокольни, и плакатные монтажные «Кто кого?». Все эти полотна, развешанные широко и свободно (как никогда не приходит в голову нашим музеям) на разноцветных стенах, подчеркивают умение Дейнеки работать линией и пятном, не бояться широких поверхностей цвета и резких ракурсов. На выставку не взяли неоднозначные картины — ни анекдотичного «Никитку — первого русского летуна», ни «Амазонок». Скульптуру, которая у плакатно мыслившего Дейнеки выходила не очень круглой, интеллигентно придвинули к стенке. В двух затемненных залах спроецировали на потолок мозаики, сделанные Дейнекой для станций «Маяковская» и «Новокузнецкая». Кульминация выставки — высокий купольный зал, в торце которого, под потолком, огромная мозаика «Доярка» (сделанная из керамической плитки и крупных кусков смальты). Вся в белом, сияющая, со строгим лицом, она прямо претендует на роль покровительницы этого нового, открытого нам итальянцами художника и нового стиля — «советского модернизма».

По сообщению сайта Коммерсантъ