Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Казахстанцев упрекнули в неумении любить детей

Дата: 19 февраля 2011 в 13:31

Казахстанцев упрекнули в неумении любить детей

Казахстанцев упрекнули в неумении любить детей

На детстве, полном любви, можно прожить всю жизнь. Принадлежащая известному швейцарскому педагогу 18 века Иоганну Генриху Песталоцци, эта фраза как никогда актуальна именно сегодня.

Неотложная любовь

Любовь к своему потомству свойственна даже животным. У людей отношение к детям также обрело форму инстинкта: обеспечить ребёнку безопасность, кров, тепло и питание, необходимые для здорового роста, – задача номер один для любого родителя. При этом мамы и папы часто забывают о том, что, став родителями, приняли на себя обязательства заботиться также о психическом и психологическом здоровье своего чада.

И дело даже не в ужасающей статистике детских суицидов в Казахстане, согласно которой в нашей стране ежегодно кончают с собой около 250 детей. А в том, что маленькие самоубийцы – это, по данным уполномоченных органов, дети из внешне благополучных семей. А это значит, что они не подвергались насилию дома, что не являлись свидетелями ссор пьяных родителей, не просили милостыню и не переживали голод…

Опека государства

Что является основой психологического здоровья ребёнка и как его сохранить, читателям NUR.KZ рассказала казахстанский практический психолог Елена Галочкина.

«Для того, чтобы в семье были здоровые и гармоничные взаимоотношения, нужно, чтобы сама семья жила в стабильном, достаточно развитом обществе, где соблюдаются права человека и разделяются базовые человеческие ценности, – говорит Елена Галочкина. – Невозможно представить себе психологически здоровых детей в тех государствах, где идут перманентные вооружённые конфликты и переделы собственности, столкновения на разной почве, где часто меняется власть и законы, где царит бедность и разруха».

Но как бы социум не старался, здоровое во всех отношениях поколение вырастет только в условиях доверительных отношений и любви в семье.

«Здоровые и гармоничные взаимоотношения в семье, как между самим ребёнком и родителями, так и между родителями, а также между ребёнком и его сиблингами (родными братьями и сёстрами) – второй фактор психологического здоровья детей, – говорит Елена Галочкина. – Причём, здоровые отношения – вовсе не значит идеальные. Идеальных родителей, как известно, не бывает, просто механизмы разрешения противоречий и конфликтов в семье не должны вести к травматизации и невротизации как самих взрослых, так и детей».

Наши ценности

Психологи чётко разграничивают понятия «психическое» и «психологическое» здоровье. Термин «психическое здоровье» имеет отношение, прежде всего, к отдельным психическим процессам и механизмам, а термин «психологическое здоровье» – к личности в целом. Эксперты Всемирной Организации Здравоохранения утверждают, что именно в детстве проблемы психологического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды.

Суть этого менталитета состоит в том, что ребёнок не был провозглашён особой ценностью для общества, как, впрочем, и сам человек

По мнению психолога, «психологическое здоровье детей является гораздо более важным аспектом жизни, чем принято думать даже сейчас в нашей стране, когда общество, как заявлено в высших структурах власти, движется в сторону развития по образу и подобию развитых государств планеты. И уж точно не приходится говорить ни о каком психологическом здоровье детей в советском обществе и в ранний постсоветский период развития Казахстана и других бывших союзных государств. И причиной тому является общественный менталитет Казахстана и некоторых других сопредельных стран, развивавшихся в рамках Советского Союза, а до этого бывших частью Российской империи. Суть этого менталитета состоит в том, что ребёнок не был провозглашён особой ценностью для общества, как, впрочем, и сам человек».

В Японии, например, тотально распространено поверие: с рождением ребенка в дом вселяется посланник небесного существа, до семи лет родители воспитывают не простого ребёнка, а божественное создание, поэтому его желанием нужно потакать, а шалости прощать.

И, прежде всего, его нужно любить. Популярные книги западных авторов о воспитании детей учат индивидуальному подходу к каждому ребёнку.

«У нас индивидуальность всегда была менее важна, чем объединение людей, – продолжает Елена Галочкина. – В советское время коллектив был важнее отдельных его членов, а сейчас в условиях дрейфа нашего менталитета в сторону традиционных исламских ценностей центром общественного внимания является род, семья, но не индивидуальная личность. Человек был и, на мой взгляд, остаётся пока на задворках внимания общества и государства».

Каждый ребенок – личность, причем уже на первом-втором году жизни это отчетливо проявляется, и воспитание этой личности напрямую зависит от правильного построения психологических взаимоотношений с ребенком

Евгения Моор, главный редактор журнала «Клуб родителей Детки.kz», мама Артема, 2,4 годика: «Многие родители забывают о своем предназначении, ограничиваясь лишь «прямыми», как им кажется, обязанностями. В гонке за достатком в современном мире мы начинаем воспринимать рождение ребенка, как должное, считая само рождение своим выполненным долгом. Однако каждый ребенок – личность, причем уже на первом-втором году жизни это отчетливо проявляется, и воспитание этой личности напрямую зависит от правильного построения психологических взаимоотношений с ребенком. И что, пожалуй, самое главное – индивидуальный подход. Важно учитывать мнение и желания ребенка, даже самого маленького. Например, я твердо убеждена, что простой запрет в виде пресловутого «нельзя» будет работать с точностью до наоборот, если не объяснять ребенку «почему», не обосновывать и рассказывать, что повлечет его поступок. Прислушивайтесь к своим детям, учитесь выслушивать их и помогайте им, лишь направляя, но не выбирая за них и не указывая. Ребенок имеет право на выбор».

Прислушивайтесь к своим детям, учитесь выслушивать их и помогайте им, лишь направляя, но не выбирая за них и не указывая

Взрослые детские болезни

Психологической болезнью детей всего мира всегда было и остаётся чувство постоянного одиночества. С ростом глобализации одиночество и вовсе превратилось в заразную болячку всей нашей цивилизации.

Одиночество – обычное урбанистическое явление. В быстром темпе городской жизни общение происходит кратковременно и поверхностно, как бы банально не звучало, на него просто нет времени. Таким скрытым одиночеством болеют взрослые, передавая его своим детям, которыми мало интересуются.

Как заметила французский психоаналитики педиатр конца прошлого века Франсуаза Дольто, «о ребенке говорят много, но с ним не говорят».

Раньше болезненное одиночество, как правило, переживалось детьми подросткового возраста, в котором заканчивается сопричастность с семьёй и ребенок остро нуждается в выходе за её рамки. Сегодня одиночество как детская болезнь молодеет, а дети подвергаются эпидемии ещё одной опасной «инфекции».

«Главная «психологическая болезнь» казахстанских детей, на мой взгляд, – это хроническая «недолюбленность» их родителями, – говорит Елена Галочкина. – Без этой любви развитие детей хаотично и случайно, подвержено скачкам и колебаниям настроения и мотивации, а значит, зыбко и неустойчиво. Этой-то любви, абсолютной и безусловной и не хватает нашим детям. О них заботятся, детей растят и «поднимают», но, к сожалению, мало любят, то есть мало транслируют им идею их абсолютной ценности для родителей – то, что родители их принимают вне зависимости от их успехов и достижений и так будет всегда».

Главная «психологическая болезнь» казахстанских детей, на мой взгляд, – это хроническая «недолюбленность» их родителями

Нехватка родительской любви в детстве – общечеловеческая проблема, которая вызывает множество психологических проблем во взрослой жизни. Так, недолюбленный ребёнок, станет взрослым с развитым комплексом неполноценности и низкой самооценкой. Их же он передаст своим детям.

Поэтому тем родителям, которые сейчас чувствуют свою неэффективность в родительской роли по отношению к собственным детям, специалисты советуют пройти психологические консультации по личностному росту и развитию, а также личную психотерапию и устранить свои личные проблемы. При этом поход самого ребёнка к психологу не всегда оправдан: психологи предпочитают работу не отдельно с детьми или их родителями, а со всей семейной системой, индикатором которой являются дети.

8 признаков психологической травмы у ребёнка

Прежде всего, советуют психологи, родителям стоит быть внимательнее к своим детям.

Тогда, установив факт психологической травмы у своего ребёнка по нескольким признакам, они смогут предупредить большую беду.

Срочно обратитесь к специалисту, если у вашего ребёнка:

1) расстройство сна;

2) расстройство пищевого поведения: как отказ от еды, так и переедание;

3) интеллектуальная заторможенность: не слышит вопросов и обращений, отвечает невпопад, не может ответить на пустяковый вопрос, забывчивость;

4) статичность, заторможенность, «деревянность» движений;

5) безотчётные, навязчивые действия: вдруг начинает делать то, что никогда не делал, и делает это долго, настойчиво, так, что невозможно отвлечь;

6) равнодушие к тому, что раньше вызывало бурные эмоции;

7) избегание контакта с близкими;

8) немотивированная агрессия.

«Все эти симптомы родители могут наблюдать у своих детей и диагностировать наличие какой-либо травмы, — резюмирует Елена Галочкина. – Травма может быть неявной, скрытой. Например, отъезд кого-то из близких или друзей, вроде бы пережитый в норме, может через какое-то время проявиться в травматическом переживании. Травматизация, пережитая без поддержки и профессионального сопровождения, в особенности детьми, у которых совсем мало жизненного опыта и знаний, чревата возникновением ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство) и возможной повторной травмой в дальнейшем».

Родителям подростков нужно быть ещё более бдительными по отношению к своим детям, ведь депрессивное состояние у их детей само по себе не является признаком травматизации. В подростковом возрасте периодическое впадание в депрессию, резкие перепады настроения и скачки поведения – частое явление, которое психологи классифицируют как «нормативное».

Но именно тогда, когда депрессия подростка сопровождается другими симптомами психологической травмы, стоит обратиться к специалисту.

По мнению психолога, любое отклонение в поведении ребёнка от обычного является поводом обращения за консультацией.

Здоровое будущее

«Если ребёнок в детстве был любим своими родителями, не попадал в травмирующие психику ситуации, и его научили адекватно и гибко выстраивать свои личные границы в социуме, его можно назвать психологически здоровым», – заключает Елена Галочкина.

По данным Агентства Республики Казахстан по статистике, каждый четвёртый казахстанец – ребёнок в возрасте до 15 лет. Понятно, что не каждый ребёнок сегодня может быть абсолютно психологически здоровым. Ведь, согласно информации Детского ФОНДА ООН в Казахстане, около 75 000 детей, проживающих в детдомах и интернатах, лишены права воспитываться в атмосфере любящей семьи. Ещё около 154 000 детей с ограниченными возможностями по определению не могут быть полностью здоровы: общество и близкие люди в силах лишь улучшить их внутреннее состояние и защитить от изоляции.

Все остальные 3 738 873 ребёнка должны иметь условия для психологического здоровья. А родители должны им их обеспечить, прежде всего, абсолютно и безусловно любя.

 

По сообщению сайта Nur.kz