Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

«Золотой медведь» Берлинале вручен иранскому режиссеру Асгару Фархади за фильм «Надер и Симин разводятся»

Дата: 20 февраля 2011 в 12:30 Категория: Новости культуры

Главный приз Берлинале — «Золотой медведь» — вручен иранскому режиссеру Асгару Фархади за фильм «Надер и Симин разводятся»; также двух «Серебряных медведей» удостоился актерский ансамбль картины, сообщает РИА «Новости».

Фильм Фархади — это трогательная и подробная история современной иранской семьи, несчастливой по-своему. Симин (Лейла Хатами) хочет покинуть страну, чтобы обеспечить дочке хорошее образование. Надер (Пейман Моаади) противится этому решению, и Симин подает на развод. Для ухода за прикованным к постели отцом Надеру приходится нанять сиделку. Сиделка отлучится, привязяв больного к спинке кровати. Надер вспылит и вытолкает ее взашей. А когда на следующий день у нее случится выкидыш, последует долгий процесс по законам шариата, в результате которого ни в чем не виноватый Надер рискует получить три года тюрьмы за невольное убийство неродившегося ребенка.

Как ни удивительно, следить за перипетиями иранского правосудия интересно и жутко. Пафос фильма Фархади идеально соответствует концепции Берлинского кинофестиваля в целом, всегда делавшего акцент на культурном разнообразии мира вокруг нас. «Надер и Симин» — это масштабная галерея современного иранского общества, в которой представлены либералы и консерваторы, богатые и бедные, религиозные и равнодушные к религии.

Режиссерская карьера Асгара Фархади началась в 2003 году с социальной драмы «Танцуя в пыли» (приз Московского кинофестиваля за лучшую мужскую роль). Сейчас на его счету пять полнометражных картин. В фильме «Все об Элли» (2009) Фархади использовал коды европейской экзистенциальной драмы для разговора о проблемах иранских женщин. В сюжете и общем строе картины легко узнавалось «Приключение» Микеланджело Антониони.

Но исчезновение героини трактовалось не как метафизическая загадка, а как трагическое следствие неравенства и социальной несправедливости. После «Серебряного медведя» за режиссуру на Берлинале-2009 о Фархади заговорили как о новой надежде иранского кино и достойном последователе Киаростами и Махмальбафа. Впрочем, их учеником Фархади в полном смысле слова никогда не был.

Его кинематограф куда менее амбциозен и куда более укоренен в повседневной жизни. Скромные, частные истории его ничем не примечательных героев не слишком раздражают всесильное Министерство культуры и исламской ориентации. А для Европы это великолепное пособие по жизни в закрытой стране, экзотической и пугающей.

В завершение краткой благодарственной речи новоиспеченный обладатель «Золотого медведя» упомянул о своем соотечественнике, победителе Венеции и призере Берлина: «Я помню о Джафаре Панахи и надеюсь, что его проблема будет решена». Джафар Панахи — великий иранский режиссер, брошеный в тюрьму и лишенный права снимать кино на 20 лет только за то, что посмел иметь мнение, отличное от генеральной линии. Так что, строго говоря, «проблема» не у Джафара Панахи — у него-то все в порядке и совестью, и с фильмами, — а у иранских властей и у Асгара Фархади, которому предстоит работать в условиях, не слишком располагающих к свободному творчеству и критическому взгляду на действительность. Но не будем придираться к победителю: само упоминание об опальном Панахи может стоить ему карьеры.

Второй по значению приз — гран-при жюри — был вручен венгерскому классику Беле Тарру за «Туринскую лошадь», минималисткую черно-белую историю о конце света на отдельно взятой захолустной ферме, где живут молчаливые отец и дочь. В фильме продолжительностью два с половиной часа всего тридцать кадров и примерно столько же реплик, но к финалу история угасания мира обретает поистинне ветхозаветный пафос. Тарр уже говорил о том, что «Туринская лошадь» может стать последним фильмом в его карьере.

Кажется, эта уникальная лента достойна того, чтобы завершить не только его индивидуальное путешествие, но и историю европейского авторского кино в целом. Тарр подводит итог метафизическим поискам Бергмана, Антониони, Тарковского и ставит жирную точку, завершая целую эпоху. Жюри под председательством Изабеллы Росселини не могло не впечатлиться этим выверенным шедевром, но все же предпочло живой и несовершенный кинематограф Асгара Фархади, у которого, что ни говори, большое будущее. Венгерский режиссер не стал скрывать своего разочарования тем, что приз — не главный, и даже отказался от речи, досадливо отмахнувшись от вручавшего приз члена жюри Гая Мэддина.

«Надер и Симин разводятся» и «Туринская лошадь» далеко опережали прочие конкурсные картины во всех рейтингах, поэтому решение жюри было абсолютно предсказуемым.

Фильм Александра Миндадзе «В субботу» удостоился нескольких положительных рецензий в престижных западных киноизданиях, но остался без призов.

Каталог NEWSru.com:
Информационные интернет-ресурсы

По сообщению сайта NEWSru.com