Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

ТРЕНД: Пора не по барам!

Дата: 20 февраля 2011 в 16:10

Даже самая праздная публика устала от излишеств и безумств промчавшегося десятилетия. Кризис окончательно всех отрезвил. Не обязательно дорого-богато, но весело и со смыслом пробует отдыхать и южная столица…

Автор: Алина Кириловская


Хотя все не так просто. Даже поверхностного взгляда на культурные события в Алматы достаточно, чтобы испытать легкий культурный шок. Ничего, куда бы искренне захотелось направиться, обнаружить не удается. Начало 2011-го растворилось в гордо звучащем слове «Азиада». В журнально-газетных афишах все сводится к гастролям пары-тройки заезжих знаменитостей из уже нафталинных 1980-х, выставкам народных умельцев, выученному наизусть театральному репертуару и голливудскому фастфуду. Развлекательные порталы в Казнете тоже не балуют. В лучшем случае это стандартные фотоотчеты, в которых мелькают одни и те же лица с одинаково надетыми улыбками, с адресами «злачных мест». В общем, «культурки» нам не хватает. Или ищем не там и не то?

Кто испортил праздник?

«Казахстанская индустрия развлечений совершенно не развивается и существует для галочки, – утверждает медиаэксперт Есторе Накупбеков. – Если из понятия «досуг» исключить свадьбы/юбилеи да банкетно-ресторанные презентации для узкого круга лиц, то досуга как такового нет. И не было!»
Отечественный event-рынок рискует так никогда и не превратиться из серой гусеницы в разноцветную бабочку. «В сфере организации праздников наступил кризис идей, – сетует event-менеджер консалтинговой группы Acierto Vi-Ortis Асель Тулебаева в интервью деловому еженедельнику «Бизнес & Власть» (№47, 17.12.2010) и поясняет: – Интересные и необычные проекты с трудом проходят согласование с клиентами, так как привычные и отработанные сценарии праздников и мероприятий кажутся заказчикам надежнее и проще». И дешевле. Хотя экономика (по официальной версии) и вышла из кризиса, но бюджеты – как корпоративные, так и частные – не спешат вернуться к прежним размерам. Замкнутый круг: публика жаждет зрелищ, но раскошеливаться не желает или не может.

Справка
По сравнению с кризисным 2009 годом количество заявок event-агентствам на проведение новогодних праздников в «посткризисном» 2010-м уменьшилось еще на 10%. Большинство крупных отечественных компаний провели корпоративы своими силами. В целях экономии.
Источник: Acierto Vi-Ortis

В своем репертуаре


На фоне тотального событийного штиля некоторое оживление наметилось в ресторанах, барах и кофейнях. В этой ложке меда пока немного концепта и приятного постоянства. Одни ориентируют посетителей на монотематический отдых, как, например, GQ Bar Asia, этот оплот алматинских джентльменов: фотовыставки, дегустации нового меню от шефов... Другие пытаются оптом осчастливить разные целевые аудитории: сегодня – джазовый фестиваль, завтра – лекция о приусадебном хозяйстве. По стоимости это удовольствие недорогое, а иногда и вовсе бесплатное, но при этом может оказаться весьма занимательным. Из тех мест, что всегда на слуху, выгодно выделяются кофейня-бар DK («Дом культуры»), чаёвня «МаТиПаТи» и уже давно популярная Coffeedelia. Правда, горожане узнают обо всех событиях последними. В наше время информация во всех смыслах дорогого стоит.
Как бы там ни было, посещаемость увеселительных заведений в прошедшем году снизилась. «Доходы рестораторов в кризис уменьшились примерно на 40–50%, а средний чек сократился вдвое, – подсчитывает директор ресторана «Белый слон» Галия Утебекова. – Жизнь в целом дорожает, и некоторые рестораны тоже поднимают цены. В 2011 году тенденция, скорее всего, продолжится и цены на продукты вырастут на 20–25%. Неслучайно возвращаются в моду домашние приемы» («Бизнес & Власть», №47, 17.12.2010). И действительно, алматинцы стали чаще устраивать «квартирники». И пока одни эксперты в очередной раз пеняют на кризис и дороговизну, другие во главу угла ставят «ненавязчивый» сервис. «Клубный отдых у нас похож на шкатулку с секретом. Иногда с неприятным, а порой экстремальным. Ты не уверен ни в организации, ни в адекватном музыкальном сопровождении, ни в качестве предлагаемых услуг, ни, наконец, в безопасности досуга, – констатирует специалист по маркетингу Игорь Николаев. – В то время как домашняя вечеринка – это уют, а хозяева положения – вы сами. Вокруг приятная компания, атмосфера предсказуемая. Это новый тренд, но отнюдь не новинка». Преимущество домашнего формата, а точнее, светские салоны в лучших домах Петербурга и Парижа описывали в своих романах еще Лев Толстой и Марсель Пруст. Вот уж кто знал в этом толк!

Квартирный ответ

Закрытые вечеринки актуальны как никогда. О них не пишут журналисты, а сами участники избавлены от необходимости «работать на камеру». «Летом мы обычно в беседке в саду собираемся, – делится известная светская дама Лутфия Умбетбаева. – Вечер, как правило, завершается импровизированным концертом. В нашем обществе все поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах». Уделять слишком много внимания светским раутам и ресторанам в этой семье не принято. Остальные мероприятия – юбилеи, детские праздники и банкеты – Умбетбаевы предпочитают проводить дома. Специально приглашают повара и официантов. «Нас всегда обслуживает персонал ресторана гольф-клуба «Жайляу». Сами составляем меню или выбираем из предложенных вариантов, – продолжает Лутфия. – Тут же рояль играет и звучит саксофон. Мы и все наши друзья строили дома, заранее продумывая, как будем отмечать праздники». И хотя формат таких мероприятий довольно гибкий, традиции все же существуют. «1 января обычно собираемся у друзей. Устраиваем салюты, дегустируем новые блюда. К примеру, в этом году друзья – любители охоты подавали дикого кабана собственного приготовления. А вот Пасху отмечаем у нас дома. Муж ставит тесто на куличи, а я выпекаю. Наурыз снова празднуем у наших друзей, русско-еврейской семьи. Тогда уже они готовят казы, жая и бешбармак». Новые креативные традиции тоже приживаются на ура. 23 февраля мужчин (офицеров запаса) угощают гречневой кашей, перловкой, соленьями и обязательными 100 граммами. «Решили с подругами накрыть такой солдатский стол, – улыбается г-жа Умбетбаева. – Нашим мужьям это приятно. Они вспоминают службу, травят армейские байки».
Чета Умбетбаевых сама придумывает и тематику вечеринок. Причем не только для домашних. «У мужа в прошлом году был юбилей. И поскольку мы все поющие, а он играет на саксофоне, решили отметить в ресторане Palladium. Там сцена, свет, звук. Не хотелось сводить день рождения к одному застолью. Конечно же, был фуршет. Но акцент сделали на концертной программе. Сейчас уже никого не приглашаем, чтобы нас развлекали, а развлекаемся сами. Более того, дома больше возможностей для личного творчества», – резюмирует Лутфия Умбетбаева.

Отдохните от самих себя!

Главное не то, сколько денег потратишь на веселье и какой (часто сомнительный) сервис получишь, а то – с какими мыслями вернешься домой. По словам ведущей «Русского Радио – Азия» Алены Лобастовой, некоторые владельцы клубов и кафе понимают, что одним вальяжным застольем в гламурных интерьерах или разудалой музыкой публику не привлечь. «Хотят, чтобы у них собиралась «здоровая» и «живая» аудитория. Предлагают организовывать этакие клубы по интересам на своей территории, – рассказывает Алена. – И я рада, что мне есть что предложить и хозяевам заведений и гостям». Кстати, большую часть публики она «приводит» с собой. Ее авторский радиопроект этнической музыки «Лила Лока» за два года разросся до масштабов полноценного шоу с участием философов, психологов, практикующих йогов, музыкальных коллективов, диджеев, с просмотром кино и слайдов и с непременным угощением «до», «во время» и «после». «Я называю эти встречи гимнастикой для сердца. Они для людей, которые следят за здоровьем не только тела, но и разума. Хотят научиться «экологичному» общению, узнать, как укрепить семейные отношения, понять самих себя и окружающих. А здоровое общение по-настоящему лечит. Поэтому главный гость мероприятия – настоящая Личность, которой есть чем поделиться с окружающими, – продолжает Алена Лобастова. – А на дискотеках и в социальных сетях нам кто интересен? Мы сами! Там общение поверхностное. Краткосрочные отношения в общем-то небогатая вещь. Их легко получить, но в них сложно почерпнуть что-либо. Современным людям дико не хватает глубины эмоций и чувств».
Свой вариант open-air party недавно предложил Эко-Этно-фестиваль. В России, к примеру, аналогичные «Золотые холмы» проходят часто. В Казахстане «FourЭ» стартовал минувшей осенью. Но собралось более трех тысяч человек! Палаточный городок разбили на берегу озера Байколь в поселке Енбекши. «Поляну поделили на четыре цветовые зоны: оранжевую – со сценой и музыкантами, фиолетовую – для йоги и психологических занятий, зеленую – под творческие мастер-классы и розовую – игровую площадку для самых маленьких участников», – рассказывает организатор Алена Лобастова. И тут же уточняет, что с сервисом тоже было все в порядке: палатки напрокат, здоровая пища и многие другие решения комфорта под открытым небом. Трехдневные занятия йогой, мастер-классы по hand made, детская арт-терапия, аниматоры, рыбалка, катамараны, кинотеатр под открытым небом, свежий воздух, солнце и общение с самыми разными, но интересными людьми – и все за 1500 тенге! Фестиваль обещают сделать регулярным – в теплое время года, естественно.
Так что организованный и активный отдых, культивирование здорового образа жизни может стоить гораздо дешевле, чем мыслилось до сих пор. И вполне может составить тоске зеленой здоровую конкуренцию.


Вопрос – решение

Денис Щербаков, редактор спецпроекта «РБК ЦА» «Стиль жизни»:

«За пять лет работы светским обозревателем в Harper’s Bazaar Kazakhstan мне толком не запомнилось ни одного мероприятия, которое бы чем-то изумило и заставило о себе говорить вне профессионального долга. Исключением можно считать разве что премию «Человек года» по версии журналов Harper’s Bazaar и Esquire Kazakhstan в 2007 году: начиная с тщательно продуманной организации, остроумных номеров известных актеров на самой церемонии и заканчивая модным показом с «вдруг» ожившими «манекенами», станцевавшими брейк, и фуршетом от итальянских шефов, когда «повара» также «вдруг» затянули арии. Впечатлило! Оно и понятно: подготовкой занималось известное международное event-агентство. Немало сил приложила главный редактор Harper’s Bazaar Мария Подгорбунская – прирожденный организатор!
Совет: руководителям компаний, магазинов, ресторанов и всем, кто намерен устроить настоящий праздник, рекомендую обращаться к специалистам и агентствам именно такого уровня, а не к тем продюсерам и шоуменам, которые способны лишь брать гонорары да рисоваться перед камерами, пристроившись к дамам с громкими фамилиями. В крайнем случае обратите внимание на ярких, талантливых и представительных теле — и радиоведущих. По-моему, такие у нас уже появились».

Есторе Накупбеков, медиаэксперт:
«Ведущие светских презентаций в южной столице до пошлости скучны. Как тамады на проводах на пенсию. Их речи банальны, программы предсказуемы и не вызывают никакого резонанса у публики. Алмаатинцы – кто побогаче за настоящим досугом отправляются в Европу и Штаты, в поисках нового и оригинального. Икрой и Moёt & Chandon эти люди сыты, им нужны стоящие концерты, мюзиклы, опера, балет, представления. Короче, то, чего в Казахстане нет вообще! А не игры в «Мафию»...
Совет: организаторам ивентов следует диверсифицировать свой профиль деятельности. Создавать новые и масштабные проекты с большей оригинальностью и настоящим креативом».


Также в февральском номере бизнес-глянца «РБК Центральная Азия»:

• «Жизнь других» — Синтетическая биология обещает накормить, обогреть и вылечить весь мир. При этом видоизменив флору и фауну до неузнаваемости
• «Сливки общества» — BMW K1600GT/GTL, Ducati Diavel и еще четыре байкерские новинки для гурманов и продвинутых
• «Как сыр в шоколаде» – Женева идеально подходит для туристов, которых тянет не на горнолыжные курорты Швейцарии, а в ее города

Спрашивайте в киосках Алматы и Астаны!

По сообщению сайта PROFINANCE.KZ