Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Казахстанцам предложат накопительную систему для получения образования

Дата: 21 февраля 2011 в 12:50

Казахстанцам предложат накопительную систему для получения образования

Казахстанцам предложат накопительную систему для получения образования

Министерство образования и науки намерено ввести накопительную систему для получения образования.

Выступая с ежегодным посланием к казахстанцам, президент Нурсултан Назарбаев предложил создать накопительную систему в высшем и техническом образовании. За пример президент страны посоветовал взять уже существующую систему жилищно-строительных сбережений.

Нурсултан Назарбаев заявил: «Казахстанцы должны иметь возможность накапливать деньги для обучения своих детей и получать бонусы от государства».

Изучив международный опыт, в частности американский, в правительстве решили создать накопительную систему.

Об этом нашему радио Азаттык говорит президент Финансового центра при министерстве образования и науки Забира Оразалиева:

– За основу мы взяли систему накоплений в Америке. Есть, конечно, различия и особенности наших программ. Например, в США те, кто копят на образование детей, освобождаются от налогов, которые очень высокие для американцев. У нас вкладчики будут получать бонусы от государства.

В США те, кто копят на образование детей, освобождаются от налогов, которые очень высокие для американцев. У нас вкладчики будут получать бонусы от государства

По обещанию Забиры Оразалиевой, накопления будут привлекательными для населения, таким образом казахстанцев хотят научить копить, «выработать культуру и желание накапливать самостоятельно и не зависеть от государства и кредитов».

– Чтобы не было иждивенчества, чтобы так, на авось, на момент поступления ребенка кто-то там чего-нибудь подкинет, каждый родитель должен серьезно отнестись к будущему своего ребенка. Механизм накоплений будет происходить следующим образом. Любой родитель открывает счет на каждого ребенка в отдельности в любом банке второго уровня. На этот депозит начисляется вознаграждение от банка. Со своей стороны государство обязуется поощрять такие накопления и ежегодно начислять свою премию на такие вклады, – говорит Забира Оразалиева.

По словам президента Финансового центра при министерстве образования и науки Забиры Оразалиевой, сейчас просчитывается ставка этого вознаграждения от государства.

– Особенность этих депозитов, – говорит она, – в том, что он целевой: только на образование и на определенного ребенка. В дальнейшем, когда ребенок поступит в университет, банк на его имя будет перечислять деньги.

Но, по словам Забиры Оразалиевой, есть некоторая оговорка. Если по каким-то причинам ребенок не воспользуется этим образовательным накоплением, деньги с депозита могут быть выданы или переадресованы на других детей в этой семье, но без обещанных бонусов от государства. В случае нецелевого использования – премии от государства не будет, ее удержат.

По словам экономистов от образования, у этой программы несомненно больше плюсов, чем минусов.

– Как только ребенок родился, можно будет открыть депозит и каждый месяц откладывать по две-три тысячи тенге, – говорит Забира Оразалиева. – Думаю, это сможет сделать любая среднестатистическая семья. Эта сумма ничтожна мала, чем в «Жилстройсбербанке». Обучение стоит у нас намного дешевле, чем недвижимость.

Но главное опасение у экономистов все же есть: население может не пойти на это. Даже несмотря на то, что в законодательство планируется внести поправки о гарантировании таких вкладов.

Доктор экономических наук Магбат Спанов говорит радио Азаттык, что образование – это социальный капитал, который в дальнейшем может приносить доходы, и люди должны уметь вкладывать в этот капитал. Большинство казахстанцев не может участвовать ни в каких подобных программах. Это все для ограниченного слоя.

По его мнению, если человек будет платить за образование, то лучше будет относиться к самой системе образования и он будет приходить в институт не за дипломом, а прежде всего за знаниями.

– Образование у нас дорогое, – говорит Магбат Спанов, – а качество нашего образования пока отстает от международных стандартов. И цену на образование нельзя рассматривать в отрыве от экономической и политической ситуации в стране.

Магбат Спанов сравнивает новую накопительную систему в образовании с пенсионной реформой, которую провели в Казахстане в 1997 году. По его словам, когда последнюю запускали, говорили только о положительных моментах, теперь говорят о ее изъянах и трансформации, необходимости адаптировать к нынешней сложившейся ситуации.

– Также и с вкладами на образование станет понятно в процессе работы, – говорит Магбат Спанов. – Можно критиковать, зачем это все делать. Но если ничего не придумывать, то будем точно стоять на месте. Инновации надо попытаться реализовывать и внести какие-то изменения.

Но сегодняшняя ситуация в образовании вызывает опасение не только у экономистов, но и самих преподавателей вузов: явный перекос в сторону гуманитарного образования.

По данным министерства образования и науки, в казахстанских вузах сейчас учится 620 тысяч студентов, из них 123 тысячи осваивают технические специальности.

На рынке труда по-прежнему острый дефицит в специалистах нефтегазовой сферы, строительства, информационных технологий, энергетики, вычислительной техники.

По сообщению сайта Nur.kz