Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Центральные банки много на себя берут

Дата: 21 февраля 2011 в 14:01 Категория: Новости экономики

Мало кто удивился заявлению Кевина Уорша об уходе из Федеральной резервной системы 10 февраля, однако гораздо большее удивление вызвали подтвердившиеся позднее слухи о том, что Аксель Вебер покидает пост президента немецкого Бундесбанка и отказывается от возможности возглавить Европейский ЦБ, несмотря на то, что он считался фаворитом этой гонки. Несмотря на случайное совпадение во времени, у этих банкиров есть кое-что общее. Их обоих не устраивали перемены в поведении центральных банков, а особенно беспрецедентные вмешательства ФРС и ЕЦБ в ситуацию на финансовых рынках.

Начиная с финансового кризиса в 2007 году, центральные банки выводили свою компетенцию за рамки традиционной денежно-кредитной политики: скупая облигации и прочие активы, они также взяли на себя ответственность за надзор над банками и стабильностью финансовых систем. По сути, это означает, что им придется регулировать банки и отслеживать любые опасности для всей экономики. Кроме того, их первоначальная задача не становится проще. Деятельность центральных банков существенно усложняется.

Дэвид Арчер из Банка международных расчетов (БМР) отмечает, что поддержание финансовой стабильности – политически более сложная задача. Во время бумов сдерживающие меры, такие как ограничение кредитования, скорее всего, станут причиной общественного гнева, а если они помогут предотвратить кризис, то народ об этом никогда не узнает. Однако если кризис возникнет, население, крепкое «задним умом», обвинит центральные банки в бездействии.

В некотором смысле центральные банки вернулись к своим истокам, ведь первые ЦБ были созданы для управления государственными финансами и выпуска национальной валюты. Это обеспечивало им конкурентные преимущества, благодаря чему они и стали кредиторами последней инстанции для коммерческих банков. Такое кредитование привело к риску недобросовестности и убытка по займам, и они стали контролерами этих же банков. Только потом кредитно-денежная политика (управление экономическим ростом и инфляцией) стала основной обязанностью центральных банков.

При увеличении количества функций центробанкам нужно больше инструментов. Краткосрочные ставки – это слишком грубый инструмент, чтобы справиться с большим количеством угроз, возникающих в финансовой системе. Отсюда интерес к ограничительной политике. Если пузырь цен на акции или недвижимость угрожает всей экономике, лучше проколоть его хирургическим путем, нежели бить всем по голове высокими процентными ставками.

Центральные банки развивающихся рынков долгое время используют подобные инструменты для контроля роста кредитования и потока капитала. К примеру, они меняют требования к капиталу или вводят количественные ограничения банковского кредитования. Центробанки богатых стран давно не прибегали к этим методам, считая их неэффективными, деформирующими. Например, ФРС отменила требование маржи, чтобы усмирить фондовый рынок в 1990-е годы. Многие отказались также и от резервных требований.

Ограничительная политика обычно подразумевает некую власть над рынками и компаниями. Управление по финансовому надзору в Британии, осуществлявшее контроль над банками с 1998 года, будет упразднено. Центральному банку придется создать комитет по финансовой политике, который будет заниматься выявлением угроз в финансовой системе, а также по кредитно-денежной политике. ЕЦБ, который ранее не занимался надзором, станет партнером Европейского совета по системным рискам, состоящего из национальных регуляторов и представителей центральных банков, и предоставит большую часть своего штата и техническую поддержку. Центробанки Франции и Германии также расширили свои кураторские обязанности. В Америке законом Додда-Фрэнка учредили Комитет по надзору за финансовой стабильностью под председательством министра финансов. Хотя ФРС занимает всего одно место в этом комитете, она является самым влиятельным участником.

Однако создать организацию и сделать ее эффективной – это совсем не одно и то же. ЕЦБ будет по-прежнему получать информацию о конкретных компаниях из рук национальных регуляторов, а эти регуляторы вольны игнорировать его рекомендации. Даже если регуляторы будут обмениваться информацией, они все равно не имеют ее в объеме, необходимом для полноценной работы новых порядков.

Первая проверка мастерства центральных банков может случиться очень скоро. Некоторые опасаются, что низкие процентные ставки и покупка облигаций центробанков богатых стран ведут к новому кризису, в то время как капитал в поисках большей прибыли утекает в недвижимость, сырьевые товары и другие активы развивающихся рынков.

Руководители центральных банков как, впрочем, и большинство правительств, активно настроены на расширение роли этих организаций. Кризис показал, что центральные банки, при всей ошибочности теорий и нехватке практики, все-таки совершенно необходимы. Как говорит Джейми Каруана, генеральный управляющий БМР, только они способны предоставить практически неограниченную ликвидность всей системе по первому требованию. Так или иначе, сейчас мир больше, чем когда-либо, надеется на свои центральные банки.

Читать полностью еженедельный обзор мировых масс-медиа за 14-20 февраля 2011 года

Источник: Bankir.Ru

По сообщению сайта Банкир.ру