Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Государство меняет конфликтных директоров // в советах госкомпаний

Дата: 22 февраля 2011 в 05:02

Правительство вчера опубликовало списки кандидатов в советы директоров крупнейших госкомпаний. Конфликты, происходившие в советах директоров «Аэрофлота» и РЖД, не остались незамеченными в правительстве — наиболее заметные изменения в составе советов ожидаются именно в этих компаниях. Остальным госкомпаниям новых независимых управленцев в правительстве предлагать не спешат, несмотря на то что государство еще два года назад ставило задачу «заменить чиновников профессионалами». Вчера правительство опубликовало списки кандидатов в советы директоров крупнейших госкомпаний. В ОАО РЖД совет директоров предлагается увеличить с 10 до 12 человек. При этом впервые в совет директоров монополии представлены два иностранца: это управляющий директор Всемирного банка Грэм Уилре и бывший председатель правления немецкой железнодорожной компании Deutsche Bahn Хартут Медорн, которых, по словам источников «Ъ» в компании, давно хотел видеть президент РЖД Владимир Якунин. Кроме них в совет директоров после более чем двухлетнего перерыва войдет представитель министерства транспорта — заместитель министра Андрей Недосеков, а также бывший заместитель руководителя аппарата правительства РФ Кирилл Андросов. Последние сменят в совете директоров заместителя мэра Москвы Андрея Шаронова и главу группы ЕСН Григория Березкина, который, по словам источников «Ъ», близких к монополии, «в последнее время окончательно испортил отношения с Владимиром Якуниным» (см. «Правила игры»). Ввод иностранцев в РЖД будет способствовать формированию взглядов на бизнес-логику работы компании, считает Елена Сахнова из «ВТБ Капитала». Но, по ее мнению, в предложенных списках не хватает экспертов, которые в случае с «Аэрофлотом» могли бы с профессиональной точки зрения оценивать решения, например о покупке разнотипных самолетов. Список предложенных кандидатов в совет директоров «Аэрофлота» говорит о реакции государства на структурные изменения, которые ожидают компанию, а также на внутренние конфликты, происходившие в ней в конце прошлого года. Так, в совет директоров не был предложен директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко, который в декабре прошлого года обращался к министру транспорта Игорю Левитину (также член совета директоров «Аэрофлота») с просьбой уволить нынешнего гендиректора компании Виталия Савельева. Правительство не предложило и кандидатов, представлявших интересы Национальной резервной корпорации Александра Лебедева (перестал владеть блокпакетом акций перевозчика, сейчас владеет около 16% акций), а также экс-главу «Тройки Диалог» Павла Теплухина. Правда, в «Аэрофлоте» не исключают, что Александр Лебедев может от своего имени предложить их кандидатуры для голосования на собрании акционеров. Зато, как и предполагалось, в «Аэрофлоте» должен появиться глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов, так как госкорпорация в этом году должна передать в «Аэрофлот» шесть принадлежащих ей авиакомпаний проекта «Росавиа». В нынешний совет директоров компании «Международный аэропорт Шереметьево» правительство предложило добавить в качестве независимого директора руководителя инвестиционно-банковского направления ООО «Дойче-банк» в России и СНГ Андрея Чулака. А в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) правительство решило пригласить председателя правления компании «Морган Стэнли Банк» Райра Симоняна, который вместе с президентом ОСК Романом Троценко должен заменить в совете директоров бывшего президента «Роснефти» Сергея Богданчикова и руководителя Росимущества Юрия Петрова. В Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), несмотря на кадровые изменения в руководстве, совет директоров меняться не будет. Бывший глава ОАК Алексей Федоров, чей пост в ближайшее время официально займет глава компаний «Сухой» и РСК «МиГ» Михаил Погосян, также попал в правительственный список кандидатов в совет директоров, что, по словам источников «Ъ» в ОАК, означает, что господин Федоров может остаться работать в корпорации на должности главы корпорации «Иркут». Совет директоров «Совкомфлота» останется на предстоящий год без изменений. «Правительство изучало широкий список групп кандидатов из банков, инвесткомпаний и других негосударственных структур»,— говорит старший партнер компании «Топ-контакт», участвовавшей в процессе отбора кандидатов, Артур Шамилов. Между тем еще в июне 2008 года, выступая на 12-м Петербургском международном экономическом форуме, первый вице-премьер Игорь Шувалов говорил о необходимости максимально заменить чиновников в советах директоров госкомпаний независимыми директорами. Однако с того момента представители правительства ни разу не называли количественных параметров участия независимых директоров в управлении госкомпаниями, хотя неоднократно заявляли о намерении это сделать. не вызывают ответных чувств у руководителя группы ТЭК Екатерины Гришковец В российском бизнесе, как и в любом другом, предприниматели часто работают в паре. И за годы их сотрудничества рынок привыкает к тому, что многие проекты они делают вместе. Однако немногим парам удалось не поссориться. Яркий пример — тандем Михаила Прохорова и Владимира Потанина. Долгие годы они работали вместе, а вот потом поругались, разделили активы, и уже сложно себе представить, что когда-нибудь они снова сойдутся в бизнес-проекте. Вчера на наших глазах окончательно распалась еще одна бизнес-пара — давние друзья и партнеры Владимир Якунин и Григорий Березкин. Последний покидает совет директоров РЖД, и в большей степени по личным, а не по рабочим мотивам. Господа Якунин и Березкин сотрудничали много лет. И не просто сотрудничали, в их окружении говорят, что по-настоящему дружили. Ну и проекты, конечно, у них были совместные. Из известного — господин Березкин продает РЖД электроэнергию, вместе с монополией приобрел в ходе реформы РАО ЕЭС энергокомпанию ТГК-14. Кроме того, он владеет 80% ИД «РЖД-Партнер», выпускающего большую часть отраслевых изданий монополии. О разладе между партнерами на рынке заговорили больше года назад. Однако публично ни Владимир Якунин, ни Григорий Березкин никогда отношений не выясняли. Но стали постепенно расходиться. Вначале это было трудно заметить, но летом 2010 года сомнений уже не было — разлад вылился в то, что РЖД заявила о своем намерении продать долю в компании, которая совместно с группой ЕСН господина Березкина управляет ТГК-14. Мотивация у монополии была необычная — «потеря интереса к активу», хотя при покупке энергокомпании РЖД называла его стратегическим. Говорят, что господин Якунин также остановил и другие свои проекты с господином Березкиным, хотя достоверно не известно, в какой сфере они были. С «Русэнергосбытом», поставляющим для нужд РЖД электроэнергию, монополия продолжает работать — в 2008 году они подписали 15-летний контракт. Однако и это сотрудничество может сойти на нет — свою долю в сбытовой компании господин Березкин не первый месяц пытается продать государственной «Интер РАО ЕЭС». О причинах конфликта между бизнесменами известно мало. По слухам, господин Березкин пару лет назад хотел занять должность в РЖД, и с тех пор отношения между ним и главой монополии разладились. Вчерашний список кандидатов в совет директоров РЖД, опубликованный правительством, еще раз доказал, что Григорий Березкин с Владимиром Якуниным соприкасаются в деловых отношениях все меньше. Вместо него в совет предложены четыре других кандидата (см. стр. 9). «В бизнесе, как и в любви, должны быть двое»,— сказала мне как-то раз одна из сотрудниц господина Березкина. Похоже, в этом тандеме почти не осталось ни того ни другого.

По сообщению сайта Коммерсантъ