Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Реформенные тайны

Дата: 22 февраля 2011 в 18:52

Игорь Коротченко, Виктор Литовкин и Александр Храмчихин о том, что даст радикальная перестройка Российской армии?

В этом году 23 февраля мы отмечаем в 93-й раз! К сотому юбилею Российская армия не будет иметь с Советской ничего общего, если нынешняя военная реформа пойдёт по плану.

В истории Вооружённых сил России начинается новая эпоха. В конце прошлого года были упразднены 6 военных округов, а на их месте появились объединённые стратегические командования (ОСК): «Запад», «Юг», «Центр» и «Восток». До этого большую часть дивизий переформировали в бригады. Вовсю идёт переодевание солдат и офицеров в новую форму, символизирующую на глазах меняющийся облик Вооружённых сил. Впрочем, его контуры пока просматриваются слабо. Дополнительного тумана напускают «разнонаправленные» заявления военных руководителей. То при миллионной армии планируется 150 тыс. офицеров, то в полтора раза больше! То армия переходит на контракт — то не переходит! Отчего такие тайны? Оттого что реформы настолько секретные или оттого что их тернистый путь до конца неведом самим реформаторам?

Игорь Коротченко, член президиума общественного совета при Минобороны РФ:

— Задача нынешнего этапа военной реформы — поставить под единое командование все силы и средства, «прописанные» в зоне ответственности каждого ОСК, — ВМФ, Сухопутные войска, ВВС и ПВО. Исключение только для Стратегических ядерных сил, которые по-прежнему будут напрямую управляться Генштабом. Но мало провозгласить ОСК — предстоит создать новую автоматизированную систему управления (АСУ) Вооружённых сил, способную в реальном времени передавать распоряжения в условиях как обычной, так и ядерной войны. Насытить войска современной техникой хотя бы до уровня в 30%. Естественно, это огромные затраты — 19 трлн руб. до 2020 г. Чтобы
деньги не ушли в песок, команда министра обороны сформирована в основном из налоговиков и финансистов. Если хватит политической воли, в Российской армии буквально на наших глазах изменится практически всё. Неизменной в ближайшие 25-30 лет останется только срочная служба по призыву.

Виктор Литовкин, военный аналитик:

— Считаю идею создания объединённых стратегических командований разумной. Подобные проекты прорабатывались ещё в СССР при маршале Огаркове. Теперь при более прагматичном руководстве страны и армии они возрождаются на новом уровне.

Главные штабы Сухопутных войск, ВМФ и ВВС прекратят самостоятельное существование и превратятся в департаменты Генерального штаба. Должность начальника Генштаба соответственно станет высшим военным постом в стране. Министр обороны будет осуществлять административно-политическое руководство. 
А вот по поводу принципа комплектования существуют разные мнения. Командующий ВДВ Шаманов, например, считает, что увеличение числа контрактников в армии начнётся уже в 2012 г., когда произойдёт повышение их зарплат. Вероятно, через 10-15 лет мы выйдем на цифру в 300-400 тыс. профессиональных сержантов на миллионную армию. Но большего ожидать не следует: в ближайшие годы реформа и без контрактников обещает быть весьма дорогим мероприятием.

Александр Храмчихин, заместитель директора Института военного и политического анализа:
По своим масштабам нынешняя реформа — одна из крупнейших в истории страны. Насколько она адекватна, сказать сложно. В ней есть плюсы: перестройка системы управления, переход на командование от округов, усиление гражданской роли Министерства обороны, что делается акцент на сержантский корпус, попытки гуманизации службы для рядового состава, отказ от химеры профессиональной армии. Есть моменты отрицательные: разрушение военного образования и науки, сильное сокращение боевого потенциала. Сейчас фактически без ядерного оружия российские вооруженные силы могут воевать разве что с Грузией. Вести хоть сколько-нибудь серьезную войну они сейчас не способны.
Сокращение офицерского состава совершенно не продумано: увольняют, как правило, лучших. Реформа чрезвычайно противоречива. Понятно, что ее начали делать, «потому что думать было уже поздно». Это очень заметно. Да, есть существенные положительные моменты, но пока отрицательные моменты их перекрывают.
Можно сказать, что это одна из самых успешных реформ в современной России, учитывая темп и последовательность, с которыми она проведена. За 2 года все сделано, и назад пути нет. Сказать, что она «буксует», нельзя, она несется с бешеной скоростью, вопрос, в том ли она направлении несется. Что должно получиться в итоге? Никто не способен ответить на этот вопрос. Отсюда берутся «Мистрали», которые флоту не нужны, или выдвигается идея, что возможны только локальные войны. Такое впечатление, что эта идея подгоняется под ту армию, которая получилась.
 

Комментарий «АиФ»

Чем дальше идёт реформа, тем больше появляется вопросов. Где взять специалистов, которые будут учить полковников и генералов управлять одновременно пехотой, кораблями, самолётами? Кто будет обслуживать обещанные чудеса техники, если профессиональную армию в России пока не собираются создавать? Кто будет командовать «срочниками», если приём в военные училища в прошлом и нынешнем году не осуществлялся, а уже имеющихся в наличии сержантов-контрактников из армии в массовом порядке увольняют? Сдаётся, именно пренебрежение военного руководства «человеческим фактором» может стать главной причиной того, что красиво начавшаяся на бумаге реформа может надолго забуксовать.

По сообщению сайта Аргументы и Факты