Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Леонид Кравчук: Не хочу, чтобы Конституция принималась в интересах какой-либо партии

Дата: 22 февраля 2011 в 19:21

Вчера после заседания научно-экспертной группы по созданию Конституционной ассамблеи ее руководитель, первый президент Украины Леонид Кравчук, рассказал корреспонденту издания «Коммерсантї-Украина» о том, какими он видит процесс принятия и некоторые ключевые положения новой редакции основного закона.

На заседании рабочей группы вы упомянули о том, что политреформа будет обсуждаться следующим созывом Верховной рады. Может, следует подать проект основного закона в Раду уже сейчас, пока в парламенте есть необходимое большинство?

— Поймите, это очень масштабная работа. Каждую позицию нужно обсудить, провести научную экспертизу, дождаться вывода Венецианской комиссии. Так что спешить не надо.

Будет ли выдержана конституционная процедура внесения изменений в основной закон с тремя голосованиями в Раде, как предусматривает законодательство?

— Обратите внимание, мы хотим создать новую редакцию основного закона. В действующей Конституции не предусмотрен такой термин, как «новая редакция», Рада может принимать только изменения. Так что если наши эксперты, а также Венецианская комиссия согласятся, мы будем искать политико-правовой путь для того, чтобы представить проект Конституции непосредственно на референдум. Это вполне легитимно, мне даже уже вносили предложения по такому механизму.

В чем тогда будет заключаться роль парламента?

— В этом случае мнение Верховной рады будет совещательным. Парламент может высказать нам свою точку зрения так же, как все остальные. А то, в какой мере мы учтем пожелания Рады, будет зависеть от качества парламентской позиции. Ведь депутаты могут выступать в интересах общества, а могут — в интересах партий. А я очень не хочу, чтобы Конституция принималась в интересах какой-либо политической силы.

Каким будет механизм принятия решений рабочей группы и Конституционной ассамблеи? Будет ли необходимо простое большинство или две трети голосов?

— Достаточно большинства. Нам не нужно, чтобы было, как на избрании папы римского,– закрылись и сидят, пока не договорятся, пока белый дым не пойдет. Все равно окончательное решение будем принимать не мы, а референдум.

При согласовании спорных норм мнение президента будет решающим?

— Конечно, мы будем советоваться с президентом по спорным вопросам. Вот, например, прихожу я к президенту и говорю: «У нас в группе есть три мнения, я склоняюсь к одному из них, но однозначной поддержки нет». И тогда президент говорит: «Сделайте лучше так-то». Хотя это, конечно, не будет директивной позицией.

Судя по вашему выступлению на заседании, идея двухпалатного парламента вряд ли будет реализована в новой Конституции.

— Да, вы правильно поняли. Сегодня в части стран, в которых действует двухпалатный парламент, недовольны тем, что идет затягивание процесса, двойная экспертиза законов. Так что это неидеальный механизм.

А какую модель власти, на ваш взгляд, стоит выбрать — президентскую или парламентскую?

— Позвольте я не буду отвечать на этот вопрос. По этому поводу будут колоссальные дискуссии — президента, парламента, местных органов власти и не только. Я не хочу выглядеть человеком, который все знает заранее.

Каким вы видите раздел, регламентирующий выборы?

— Я думаю, в Конституции следует зафиксировать избирательную систему — мажоритарная она будет, пропорциональная или смешанная. Иначе каждый созыв Рады будет принимать новый закон про выборы под себя. Лично мне ближе смешанная система. В принципе, можно обсуждать модификации мажоритарной системы и партийных списков, но не в таком виде, какими они были раньше.

Сегодня говорилось о всенародном обсуждении новой Конституции. Ждем тысяч писем поддержки от коллективов доярок?

— Не надо воспринимать нас буквально. Мы будем выслушивать мнения, например, областных советов, которые опосредованно выражают позицию населения своего региона. То есть речь идет об опосредованном всенародном обсуждении.

Раньше вы сотрудничали с премьер-министром Юлией Тимошенко. У Виктора Януковича не было к вам вопросов по поводу ваших прежних заявлений, позиции?

— Президент — человек слишком высокой культуры, чтобы опускаться до уровня Бессарабского рынка. Я часто слышу вопрос: мол, а что вы делали или не делали пять лет назад? И я каждый раз хочу спросить в ответ: а что вы делали в 1917 году? Власть должна быть широкой, великодушной и не мстительной. Этим хорошая власть отличается от обычной. Я и до сих пор говорю: Юлия Владимировна — человек высокого уровня, за нее 12 миллионов человек проголосовало. Если вы хотите показать ее преступные шаги, тогда докажите мне, что государственные деньги она взяла для себя лично или для выборов. А если они не могут этого доказать и говорят лишь, что она потратила, условно говоря, 700 тысяч, и не замечают, как рядом в это же время другие тратят 700 миллионов... Вот в этом проблема!

По сообщению сайта Подробности.ua