Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

«Спартаку» опять не быть чемпионом

Дата: 23 февраля 2011 в 02:10 Категория: Новости спорта

\"Спартаку\" опять не быть чемпионом

Российский футбольный союз в ближайшее время назовет лауреатов проводимого им традиционного конкурса печатных изданий о футболе. И вновь в числе победителей не окажется программок, подготовленных пресс-службой московского «Спартака».

В конце февраля РФС объявит итоги юбилейного 30-го конкурса печатных изданий о футболе. Жюри, в состав которого входят сотрудники пресс-службы РФС и ряд авторитетных отечественных «футболофилов» («футболофилами» называют коллекционеров различных материалов о футболе – программок, календарей-справочников, книг, буклетов и т.д. – прим. «Газеты.Ru») уже практически завершило свою работу, изучив множество экспонатов, присланных на конкурс. Шорт-лист составлен – осталось лишь распределить призовые места.

История конкурса ведет отчет с 1981 года, когда в недрах Федерации футбола СССР родилась идея особо отмечать наиболее интересные издания. Надо сказать, что в 80-е годы прошлого столетия программки, подготовленные к футбольным матчам и календари-справочники, приуроченные к первенству, имели тиражи в десятки тысяч экземпляров. И изначально они несли функцию чтива и информносителя для потребителя (советскому любителю футбола явно не хватало тогдашнего «Советского спорта» и «Футбола»), и только во вторую очередь, как объект коллекционирования.

Сейчас, в век информационных технологий, когда новости из команд при желании можно узнавать хоть ежеминутно, та же футбольная программка утратила свою изначальную функциональность. А ведь, помните, как написано у Рэя Брэдбери в «451 градусе по Фаренгейту»: «В конце концов, мы живем в век, когда люди уже не представляют ценности. Человек в наше время – как бумажная салфетка: в нее сморкаются, комкают, выбрасывают, берут новую, сморкаются, комкают, бросают... Люди не имеют своего лица. Как можно болеть за футбольную команду своего города, когда не знаешь ни программы матчей, ни имен игроков? Ну-ка, скажи, например, в какого цвета фуфайках они выйдут на поле?»

Сейчас перед болельщиком, идущим на стадион поддержать любимую команду, такой вопрос не стоит. Скажем даже иначе: бумажные газеты уже покупает далеко не каждый, ибо персональная компьютеризация прочно вошла в наш образ жизни. Что уж и говорить о программках?

Тиражи их упали до неприлично низких и стали заботой лишь коллекционеров-футболофилов и пресс-служб, которые обязаны заниматься их выпуском согласно традициям и соответствующего пункта в регламенте.

И в этот момент начинает работать закон рынка. Меньше тираж – выше цена на продукцию. Чем выше цена на продукцию – тем меньше спрос, ведь не каждый болельщик может позволить купить эту продукцию. И как следствие: меньше спрос – снова выше цена.

К примеру, официальный сайт московского «Спартака» опубликовал билетную программу на 2011 год. Из нее узнаем, что наиболее доступный билет за ворота на отдельный матч стоит 450 рублей. Тогда как официальная цена на программку – 150 рублей. То есть, разница всего в три раза. А теперь вернемся в 1981 год. Билет за ворота стоил тогда 1 рубль 20 копеек, а программка – всего 8 копеек. Комментарии, как говорится, излишни.

Автору могут возразить. А вы сравните уровень полиграфии, «толщину» издания, качество фотоматериалов. Безусловно, 80-е по этим показателям и рядом не стоят с нынешними экспонатами. Но порою кажется, что может быть программка должна быть чуть скромнее, но доступнее по цене каждому. К тому же большинство клубов выпускают печатную продукцию на спонсорские деньги. И в угоду спонсорам вроде бы должны быть заинтересованы в большем тираже. Ан нет – в России все не так. Хотя за примерами далеко ходить не надо.

В феврале месяце «Спартак» и «Зенит» играли матчи Лиги Европы в Швейцарии. Так вот, в этой стране программки бесплатные и их может взять любой желающий в любом количестве.

При этом издания отличного качества, объем рекламы в которых составляет около 30 процентов.

Но вернемся к нашему конкурсу. Как известно, одной из основных уставных задач РФС является пропаганда футбола. И футбольная печатная продукция является самой яркой пропагандой. В конце ноября РФС опубликовал информацию о юбилейном конкурсе и условиях его проведения. В течение января-февраля в жюри поступили материалы из различных уголков России. К сожалению, до сих пор сказывается, по-видимому, так называемый экономический кризис, поэтому в рамках данной заметки можно легко упомянуть всех тех, кто прислал свою продукцию. Это пресс-службы и отдельные энтузиасты из Нижнего Новгорода, Махачкалы, Новороссийска, Пскова, Ростова-на-Дону, Волгодонска, Самары, Твери, Липецка, Казани, Сочи, Владимира, Красноярска, Михайловки, Подольска, Санкт-Петербурга, Москвы, Ставрополя, Владикавказа, Тулы, Саранска, Читы, Вологды, Таганрога и даже из 50-тысячого городка в Кемеровской области – Осинников (к слову, с родины известного футболиста ЦСКА 90-х годов Ильшата Файзулина). Особенно хотелось бы отметить пресс-службу новых чемпионов России – санкт-петербургского «Зенита».

Несколько лет питерцы игнорировали своим участием конкурс, проводимый РФС (кстати, пресс-служба РФС взяла его под свою персональную опеку в 2006 году, а до этого его проводил общественный совет при РФС), и лишь вняв наконец-то справедливой критике, заявили на конкурс-2010 свои программки и великолепный справочник, которые являются фаворитами в своих номинациях.


Чего, к сожалению, не скажешь о тех людях, которые продвигают в сознание масс бренд московского «Спартака». С 2007 года в «Спартаке» сменилось три пресс-атташе, все они очень уважаемые люди, некоторые являются даже «футболофилами», но ни разу программки «Спартака» не были присланы на конкурс. Раньше приходилось слышать от ответственных лиц из клуба следующее оправдание: «А что присылать, если все равно победит пресс-служба московского «Динамо»? Отнесемся к данной отговорке, как к шутке, тем более конкурс 2009 года показал, что выигрывает «Динамо» не всегда – в прошлом году по праву лучшими стали программки ФК «Крылья Советов» (Самара), а динамовские с локомотивскими заняли «лишь» третье-четвертое места.

Информация к размышлению: программки «Спартака» в среде коллекционеров неофициально считаются чуть ли не образцовыми за последнюю пятилетку.

Что же касается программок пресс-службы московского «Динамо», то положа руку на сердце, их можно признавать лучшими в стране хоть каждый год, но надо же и другим иногда давать дорогу к пьедесталу.

Как говорилось в начале заметки, в конце февраля пресс-служба РФС назовет победителей конкурса 2010 года. Автор заметки имел возможность ознакомиться со всеми потенциальными лауреатами и по его неофициальному мнению на звание лучшего футбольного издания за прошлый год могут претендовать:

– в номинации «лучшая программка премьер-лиги»: «Крылья Советов» (Самара), «Зенит» (Санкт-Петербург), «Динамо» (Москва);
– в номинации «лучшая программка 1-го дивизиона»: «Жемчужина» (Сочи), «Мордовия» (Саранск);
– в номинации «лучшая программка 2-го дивизиона»: СКА (Ростов-на-Дону), «Волга» (Тверь), ФК «Локомотив» (Москва);
– в номинации «лучшая программка любительского футбола): «Динамо»-2 СДЮСШОР-Инвестстрой (Вологда), ФК «Маяк» (Волгодонск), ФК «Лобня», ФК «Арсенал» (Тула)
– в номинации «лучший календарь-справочник премьер лиги): «Рубин» (Казань);
– в номинации «лучший календарь-справочник 1-го дивизиона»): ФК «Волга» (Нижний Новогород), ФК «Мордовия» (Саранск);
– в номинации «лучший календарь-справочник 2-го дивизиона»): ФК «Чита», «Металлург» (Липецк), «Динамо» (Ставрополь), «Металлург-Енисей» (Красноярск);
– в номинации «лучший календарь-справочник любительской лиги»): ФК «Михайловка» (Волгоградская область), ФК «Красный котельщик» (Таганрог), ФК «Горняк» (Осинники, Кемеровская область);
– в номинации «буклеты»: Б. Шинкарено, Н. Акопов «100 лет ростовского футбола», ФК «Донгаздобыча» – «Как казаки в футбол играли», ФК «Торпедо» (Владимир) – «Золотой сезон 2010», ФК «Чита» – «Бронзовый сезон»;
– в номинации «книги»: ФК «Ростов» (авторы: Б. Шинкарено, Н. Акопов, М. Пономарев, Т. Иванов) – «От «Сельмашстроя» до «Ростова», «Ставропольский футбол от «Спорта» до «Динамо», В. Горлов «Футболка на вырост», В. Лямкин «Легенды алтайского футбола», Э. Драган «Красноярский футбол – путешествие во времени».

Кроме того, очень понравились следующие издания, которые могут попасть как в номинацию «календарь-справочник», так и в номинацию «буклеты». Это ежегодник ФК «Зенит» (Санкт-Петербург) – издание «Спорт день за днем», издание «Радиан Байкал» (Иркутск) и программка-фотобуклет к финалу Кубка России-2009/10 «Зенит» – «Сибирь» в Ростове-на-Дону, выпущенное тиражом всего 50 экземпляров (автор Я. Голяк). Впрочем, есть мнение, что последнее издание, несмотря на экстра-качество продукции, может не попасть в число лауреатов конкурса, поскольку заявлено оно в номинации «программки», а увидела своих читателей данная программка уже после проведенного матча.

Подробнее с новостями российского футбола можно ознакомиться на странице «Футбол России».

По сообщению сайта Газета.ru