Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Выступление министра финансов РК Жамишева Б.Б. на заседании Правительства РК по вопросу «Об итогах исполнения государственного бюджета за 2010 год»

Дата: 23 февраля 2011 в 08:11 Категория: Новости политики

www.minfin.kz, 22 февраля

Исполнение бюджета 2010 года осуществлялось по заданным Главой государства основным направлениям развития Казахстана до 2020 года.
Принята новая Концепция по формированию и использованию средств Национального фонда, согласно которой ежегодный гарантированный трансферт из Национального фонда закреплен на уровне 8 млрд. долл. США или 1,2 трлн. тенге.
Если говорить об основных итогах исполнения бюджета, то они следующие. В государственный бюджет поступило 4 388,8 млрд.тенге, что на 878,5 млрд.больше 2009 года. Доходы государственного бюджета составили 4 299,1 млрд.тенге, из них налоговые поступления составили 2 934,1 млрд.тенге.
Годовой план по основным видам налогов перевыполнен, на что повлияла положительная динамика развития экономики страны, введение механизма распределения таможенных пошлин в связи со вступлением в таможенный союз и роста импорта из дальнего зарубежья в Российскую Федерацию и Республику Беларусь, увеличение поступлений экспортной таможенной пошлины на нефть в результате уплаты по временным декларациям за большие объемы экспорта нефти, чем фактически экспортировано, что связано со спецификой отрасли, снижение суммы возврата НДС против планируемого и разовые незапланированные поступления.
Вместе с тем, по состоянию на 1 января 2011 года недоимка по налогам и платежам составила 199,0 млрд.тенге. По сравнению с 1 января 2010 года недоимка увеличилась на 98,7 млрд.тенге, в том числе по лжепредприятиям на 89,5 млрд.тенге, что собственно и определило рост недоимки.
Недоимка по обязательным пенсионным взносам в накопительные пенсионные фонды по состоянию на 1 января 2011 года составила 3,4 млрд.тенге. По сравнению с 1 января 2010 года уменьшилась на 30,0 % или на 1,0 млрд.тенге.
Активы Национального фонда Республики Казахстан за 2010 год пополнены на 2 394,5 млрд.тенге и на 1 января 2011 года составили 5 691,2 млрд.тенге. Поступления в Национальный фонд по видам налогов приведены на Слайде 4.
Расходы государственного бюджета в 2010 году, по сравнению с 2009 годом были увеличены на 913,1 млрд.тенге и фактически составили 4 916,1 млрд. тенге. Республиканский бюджет исполнен на 4 284 млрд.тенге, или 99,1% к плану.
Доля неосвоенного остатка в общей сумме расходов составила 0,9%, или 37,5 млрд.тенге, что на 22,6 млрд.тенге меньше по сравнению с 2009 годом. При этом 10,4 млрд.тенге – неоплаченная часть зарегистрированных обязательств 2010 года по продолжающимся инвестиционным проектам будет оплачена, в соответствии с Бюджетным кодексом, в текущем году.
Хочу сказать, что благодаря введенной бюджетной политике, ориентированной на результат, в 2010 году, средства направлялись на достижение стратегических целей и получение результатов. При этом итоги, подведенные на коллегиях в государственных органах, показали, что стратегические задачи, вытекающие из Посланий Главы государства народу Казахстана по повышению уровня жизни граждан страны, недопущению роста безработицы, индустриально-инновационному развитию, поддержке малого и среднего бизнеса, развитию агропромышленного комплекса реализованы.
В связи с чем, оставшиеся 27,1 млрд. тенге явились резервом, которые возможно будет использовать для новых задач, поставленных перед нами Президентом.
Считаю важным отметить, что в 2010 году сохранена приоритетность социальных расходов. Расходы государственного бюджета на образование, здравоохранение и социальное обеспечение имеют положительную динамику, за последние пять лет они увеличились более чем в 2 раза. В 2010 году их объем достиг значения 10,4% к ВВП.
Так с 1 января 2010 года произведено повышение базовых пенсионных выплат, на 25% увеличены размеры солидарных пенсий. На 9 % были увеличены размеры государственных социальных пособий и специальных государственных пособий. Повышен размер ежемесячных пособий по уходу за ребенком, а также увеличен размер единовременных пособий на рождение 4-го, и более ребенка с 30 до 50 МРП.
Введено новое пособие в размере одной минимальной заработной платы (14 952 тенге) лицам, воспитывающим ребенка-инвалида.
В честь 65-летия Победы в Великой Отечественной войне в 2010 году были осуществлены выплаты единовременной материальной помощи, а также обеспечен льготный проезд ветеранам и инвалидам войны. На эти цели из республиканского бюджета в прошлом году было выделено 4,2 млрд. тенге.
В целях повышения доступности медицинской помощи населению, проживающему в отдаленных регионах, продолжена работа по внедрению телемедицины, проведению дистанционных консультаций высококвалифицированных специалистов. Закуплены передвижные медицинские комплексы, которые оснащены современным медицинским оборудованием и укомплектованы бригадами врачей.
В рамках проекта «100 больниц» завершено 50 объектов здравоохранения, из них в отчетном году 33 объекта на общую сумму 79 млрд. тенге.
В сфере образования, в рамках программы «Балапан», за счет размещения госзаказа из республиканского бюджета, было введено 90,0 тысяч мест для дошкольного воспитания детей. Увеличен общий охват детей с 37% до 41,6% от общего количества детей.
В рамках проекта «100 школ» завершено строительство 103 школ на общую сумму 104,3 млрд. тенге, в том числе в 2010 году строительство 24 школ на сумму 6,4 млрд. тенге.
В системе высшего образования прорывом стало создание «Назарбаев Университет», позиционирующегося как университет мирового класса, способный готовить высококвалифицированных специалистов для обеспечения индустриально-инновационного развития страны.
На развитие данного университета в 2010 году из бюджета выделено 16,1 млрд. тенге.
На ряду с социальными расходами, высокий уровень затрат бюджета приходится также на инфраструктурные и индустриальные проекты, развитие сельского хозяйства, обеспечивавшие спрос на продукцию отечественных предприятий и занятость в экономике.
Так на ускоренную диверсификацию экономики и повышение конкурентоспособности национальной экономики для реализации мер Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития на 2010-2014 годы из республиканского бюджета в прошлом году было направлено 921,5 млрд.тенге.
В рамках программы, в 2010 году продолжена реализация крупных инфраструктурных и стратегически важных проектов (Балхашская ТЭС, железные дороги «Шар-Усть-Каменогорск», «Хоргос-Жетыген» и «Узень – государственная граница с Туркменистаном», начато строительство магистрального газопровода «Бейнеу-Шымкент»), имеющих мультипликативный эффект для индустриально-инновационного развития страны.
В соответствии с целевыми индикаторами ГПФИИР для обеспечения страны сырьевыми ресурсами проведены геологические работы, по итогам которых получен прирост запасов: золота, свинца, цинка, угля, урана, нефти и газа.
На развитие сельского хозяйства было выделено 309,6 млрд. тенге, в связи с чем, удалось добиться полного покрытия потребности внутреннего рынка, а также обеспечить экспортные поставки.
Сохранились стабильные темпы развития и в отрасли животноводства. В среднем на 2-3% возросла численность всех видов скота, возросли объемы производства животноводческой продукции. В сфере переработки достигнут 13%-ный рост темпов производства.
В 2010 году завершилась реализация Государственной программы развития сельских территорий на 2004 -2010 годы. Количество сельских населенных пунктов с высоким потенциалом развития увеличилось на 1548 единиц, а удельный вес населения проживающего в них с 22 до 52%.
Завершилась реализация отраслевой программы «Питьевая вода», начатой в 2002 году. Улучшено водоснабжение 3417 сельских населенных пунктов. Число сельских жителей, пользующихся привозной водой сократилось с 445 тыс. до 83 тыс. человек.
В 2010 году завершена реконструкция 22-х гидротехнических сооружений и обеспечено нормальное их функционирование, снижен риск возникновения чрезвычайных ситуаций.
Завершена Государственная программа по развитию жилищного строительства на 2008-2010 годы в рамках которой было введено в эксплуатацию 19,6 млн. м2 жилья, из них в 2010 году 6,4 млн.м2.
Реализована Дорожная карта, на которую из республиканского бюджета выделены средства в сумме 90,4 млрд. тенге, софинансирование из местных бюджетов составило 46,4 млрд. тенге.
Логическим продолжением реализации дорожных карт 2009 и 2010 годов явилась программа «Дорожная карта бизнеса – 2020», для которой 2010 год был пилотным. В рамках ее реализации регионам из республиканского бюджета было выделено 13,8 млрд.тенге, в том числе: 9,0 млрд.тенге – на поддержку частного предпринимательства, 4,8 млрд.тенге – на развитие индустриальной инфраструктуры.
Дефицит госбюджета сложился в сумме 527,3 млрд. тенге, по республиканскому бюджету – в сумме 554,8 млрд. тенге или на уровне 2,6% к ВВП, что меньше плана на 248,8 млрд.тенге.
И в заключение, разрешите доложить о проведенной в 2010 году контрольно — ревизионной работе.
Комитетом финансового контроля Министерства финансов за прошедший год охвачено 7 284 объекта контроля, что на 15% меньше по сравнению с 2009 годом. При этом удалось значительно увеличить суммы восстановленных и возмещенных в бюджет средств (66 млн.тенге против 25, 5 млн.тенге в 2009 году).
В 2010 году была активизирована работа по административной практике, где за нарушения бюджетного законодательства, законодательства о государственных закупках, бухгалтерском учете, финансовой отчетности и аудиторской деятельности наложено административных взысканий на 1 001 должностное лицо, что больше количества административных материалов предыдущего года на 168 (2009г. – 833). Аналогично, в сравнении с 2009 годом, более чем в 2 раза достигнут рост как наложенных, так и взысканных с правонарушителей сумм штрафов, которые составили 152,3 млн. тенге и 90,3 млн. тенге соответственно.
Достигнут рост исполнения объектами контроля представлений и рекомендаций, направленных по итогам контроля. Так, если в 2009 году данный показатель составлял 95%, то в 2010 году – 97,5%.
В 2010 году была проведена работа по мониторингу проводимых государственных закупок, по результатам которых инициированы проверки рисковых закупок. Положительным эффектом данной работы явилось снижение роста нарушений в сфере государственных закупок. Так, в 2010 году сумма нарушений, установленных при проведении государственных закупок, составила 199 026,9 млн. тенге (2009 г. – 208 386,4 млн. тенге).

По сообщению сайта Nomad.su