Facebook |  ВКонтакте | Город Алматы 
Выберите город
А
  • Актау
  • Актобе
  • Алматы
  • Аральск
  • Аркалык
  • Астана
  • Атбасар
  • Атырау
Б
  • Байконыр
Ж
  • Жезказган
  • Житикара
З
  • Зыряновск
К
  • Капчагай
  • Караганда
  • Кокшетау
  • Костанай
  • Кызылорда
Л
  • Лисаковск
П
  • Павлодар
  • Петропавловск
Р
  • Риддер
С
  • Семей
Т
  • Талдыкорган
  • Тараз
  • Темиртау
  • Туркестан
У
  • Урал
  • Уральск
  • Усть-Каменогорск
Ф
  • Форт Шевченко
Ч
  • Чимбулак
Ш
  • Шымкент
Щ
  • Щучинск
Э
  • Экибастуз

Насколько едина «арабская улица»?

Дата: 23 февраля 2011 в 11:31

Насмотревшись прямых репортажей оттуда телекомпании «Аль-Джазира», начитавшись блогов и твитов в интернете, молодежь почти всех арабских стран вышла на площади. Она ощущает себя частью единого целого – общеарабской народной революции, направленной против тирании, политического обмана и коррупции надоевших, десятилетиями не сменявшихся вождей. Демонстрантам кажется, что ими наконец-то достигнуто то самое, полумифическое, издавна желанное и вечно недостижимое арабское единство. Но так ли это?

Еще одна демонстрация не телеэкранах – в секторе Газа. Ее участники несут перечеркнутые красными крестами портреты ненавистных лидеров – Мубарака, Махмуда Аббаса и Каддафи. Скандируют лозунги – антиизраильские, антиамериканские, и антифатховские.

Но громче всего все-таки выражается солидарность с восставшими ливийцами. А вот о событиях в Бахрейне – ни слова. Почему? Видимо, потому, что подоплека происходящего там – противостояние между суннитами и шиитами, и сунниты Газы не уверены, кого там надо поддерживать.

И это лишь одно, маленькое свидетельство того, что до единства далеко.

Какое из зол худшее?

При всей внешней схожести, при всей общности идеи гражданского восстания против опостылевшей власти ситуация в каждой стране принципиально разная.

В самом европеизированном государстве арабского мира – Тунисе – все похоже на бархатные революции в Восточной Европе конца 1980-х, и есть реальный шанс (но далеко не гарантия!) создания современных демократических инструментов управления.

В Египте дело обстоит иначе. Движение протеста прямо или косвенно, активно или пассивно поддерживали несколько сот тысяч человек, в основном, студентов и молодых выходцев из среднего класса и интеллигенции. Это конечно, много – но лишь капля в море 80-миллионного населения страны.

Подавляющее большинство египтян не пользуется интернетом и не смотрит спутниковых телеканалов, да и газеты читает с трудом, если читает вообще. Оно, это большинство, не совсем понимает, что произошло и что может произойти. Половина из них (грубо говоря) будет голосовать за исламистов, а половина – за того, за кого скажут. А сказать, кстати, могут любимые генералы Мубарака: они, собственно, до сих пор сохранили власть в своих руках. Причем «выбор» военных многим и за пределами Египта представляется предпочтительным, кажется меньшим из двух зол.

Совсем другая ситуация в Ливии. В отличие от Бен Али и Мубарака, Каддафи готов убивать своих соотечественников не считая, лишь бы удержаться у власти. Поставлен рекорд, установлен небывалый прецедент – бомбежка демонстраций протеста с воздуха – с самолетов и вертолетов.

Вполне вероятный исход – кровопролитная гражданская война, которая неизвестно еще, чем кончится. Может, румынским вариантом, а, может, торжеством диктатуры, благо нефтяных денег для подкупа племен и армии, а также оплаты иностранных наемников у клана Каддафи хватает.

Мир мог бы ответить на это блокадой и строжайшими санкциями, но бойкоты, как правило, не приносят желаемых результатов. Вдобавок Каддафи рассчитывает, что Россия и Китай защитят его от слишком жестких мер.

Борцы за свободу или агенты Тегерана?

Четвертый сценарий мы видим в Бахрейне – одной из самых материально благополучных и свободных стран арабского мира.
Площадь в Бахрейне

В оценках происходящего в этой стране есть две крайности: одни обозреватели пишут о порыве народных масс, требующих равноправия и усиления демократии; другие – о наступлении исламистов и иранской агентуры.

Кто же прав?

Парадоксальный ответ: большая доля истины есть в обеих точках зрения. Верно, что в стране давно зрело недовольство шиитского большинства, которое имеет основания считать, что подвергается дискриминации со стороны привилегированного суннитского меньшинства.

Правда и то, что королевский режим зажимает демократию: только нижняя палата парламента избирается прямым голосованием, в то время как верхняя назначается королем. Правительство также формируется монархом – и в результате в нем верховодят лояльные королю сунниты.

Но правда и то, что добиваясь прямой демократии, демонстранты ведут дело к переходу власти в руки шиитских политических организаций, часть из которых тесно связана с Тегераном. Есть у них и подполье, боевики которого проходят подготовку в лагерях движения «Хезболла» в Ливане под руководством инструкторов «Корпуса стражей Исламской революции».

Шиитская организация «Аль-Уифак», уже не раз использовала демократические механизмы, чтобы проваливать либеральные проекты и инициативы правительства. И получала в этом поддержку своих идеологических конкурентов – суннитских радикалов. Особенно это касается обеспечения гражданских и человеческих прав женщин и меньшинств – христиан, евреев и представителей других вероисповеданий и национальностей.

«Общее для всех арабских стран при всех различиях: застывшие с давних времен, опостылевшие формы правления больше не работают. «

Исламисты так же решительно против поддерживаемой королем свободы слова: они не раз уже устраивали кампании травли и преследования журналистов, осмеливающихся отстаивать светские ценности.

Так что вот какова дилемма: победа демократии в Бахрейне почти наверняка будет означать семимильный шаг назад. Формируемое демократически избранным парламентом правительство вряд ли сохранит в стране свободу совести, не будет ни свободной печати, ни собраний, будут запрещены «неисламские» партии и неправительственные организации (а таковых в Бахрейне множество). Женщины же наверняка будут поставлены на отводимое им шариатом место.

И, понятное дело, тень исламизма, витает не над одним только Бахрейном…

Но с третьей стороны, насильно мил не будешь. Если подавляющее большинство населения не желает свободы и прав, то как можно ему эти ценности навязывать силой? Как узкому просвещенному слою продолжать править страной, в котором непросвещенное большинство осознало свою силу и требует равноправия? Ясно, что долго это продолжаться не может.

Общее для всех арабских стран при всех различиях: застывшие с давних времен, опостылевшие формы правления больше не работают. И поэтому арабы выходят на площади – и входят в новую эпоху своей истории.

Для кого-то это будет прорыв в XXI век, для кого-то – возвращение (пусть временное) в средневековье.

Это плаванье по не нанесенным на карту морям, и нет лоцмана, который покажет, как проскользнуть между острыми скалами и спастись от штормов.

Теги: антиправительственные акции, антиправительственные выступления, арабский мир

По сообщению сайта AlmaNews